Первопроходец
ТЕХНИКА
/ТЮНИНГ
ПЕРВОПРОХОДЕЦ
УАЗ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ
ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
Увлечения бывают самые разнообразные: кто собирает марки или этикетки, кто штурмует горные вершины, ну а кто гоняет на мотоцикле. Мой приятель тоже натура увлекающаяся: недавно им завладела идея построить автомобиль, уверенно чувствующий себя не только на асфальте, но и легко справляющийся с любыми видами дорог, включая глубокие тракторные колеи.
После внимательного изучения рынка выбор пал на армейского служаку - UAZ 31514. Его прекрасное состояние и весьма приемлемая цена $3500 почти идеально вписывались в намеченную программу...
СОЮЗ КОЛЕС, ПОДВЕСОК И МОСТОВ
В первую очередь решено было повысить геометрическую проходимость. И вот кузов поднят относительно рамы на 45 мм, в подвесках появились удлиненные серьги рессор. Для компенсации увеличившихся ходов штатные амортизаторы уступили место газонаполненным для "Газели", от питерской фирмы "Плаза". Немало времени и денег потрачено на подбор шин. После долгих метаний нашего Кулибина наконец-то удовлетворили покрышки "Купер-Дискавери STT" размерности 35х12,5х15, которые смонтировали на легкосплавные диски "Слик" восьмидюймовой ширины.
Все это великолепие с некоторыми затруднениями, но все же встало на машину (понадобилось изготовить оригинальные шпильки крепления колес и подрезать арки). Так получился первопроходец с дорожным просветом аж 370 мм. Еще при выборе автомобиля предпочтение было отдано более подходящей по передаточным числам, но синхронизированной лишь на III и IV передачах коробке заводского изготовления. Кузов подвергся небольшому тюнингу и приобрел сдвижные форточки, расширители арок колес и стойкое к истиранию полимерное напыление "Райно Лайнингс" в наиболее нагруженных местах. Мотор же просто отрегулировали, оставив характеристики без изменений. Весь тюнинг, вместе с фирменными маслами для двигателя и трансмиссии, обошелся почти в стоимость автомобиля - $3000.
ПО ДОРОГАМ И БЕЗ НИХ
После пробных заездов и приобретения джиперской атрибутики в виде гигантского, по обычным меркам, 60-дюймового домкрата "Хайлифт" и сверхпрочного капронового троса наш экспериментатор стал подбивать на полноценный редакционный тест.
И вот мы с УАЗом на полигоне, увы, не танковом. Погода вполне подходящая: дождь со снегом обильно поливают раскисшие просторы дмитровской поймы. Оставив грязь "на потом", разминаемся на асфальте, чтобы немного свыкнуться с автомобилем. Он того стоит: задранный кузов и довольно узкие проемы дверей потребовали в корне пересмотреть привычные приемы посадки. Приходится высоко, как в грузовике, задирать ногу и, цепляясь за баранку, подтягиваться в салон. Там приятно удивляют возможности индивидуальных регулировок сидений, хваткое рулевое колесо и прекрасная обзорность. Но первые попытки разогнаться заставляют вспомнить почти забытые приемы обращения с несинхронизированной коробкой передач. Освоив двойной выжим сцепления и мобилизовав мышцы туловища и рук на "борьбу" с весьма жестким рычагом переключения передач, наконец выбираемся на просторы.
"А он норовист, этот вседорожный скакун", - приходит в голову, когда автомобиль пару раз помимо твоей воли рыскает из стороны в сторону, отвоевывая для движения большую часть широкой двухполосной дороги. Похоже, у больших колес собственные законы качения, да еще жесткие подвески старательно подбрасывают на каждой неровности. Спустя несколько минут найден компромисс: водитель больше не пытается загнать машину в строгие рамки привычного коридора, а вседорожник в ответ позволяет уверенно поддерживать заданное направление. Удивительно, но с ростом скорости его отклики все точнее и логичнее, так что на "крейсерских" 90 км/ч управление вполне сносное.
Неожиданно покоряет надежность движения в повороте. Могучие колеса, нагруженные боковой силой, вмиг перестают своенравничать и демонстрируют завидную цепкость даже на асфальте. Оказывается, этот УАЗ неплохо управляем на извилистых серпантинах горной дороги, при этом почти лишен кренов кузова и традиционной задумчивости.
Но окончательно проникаешься доверием к машине после тарированных подъемов. Самые легкие из них - 30- и 40-процентный она преодолевает играючи, а далее начинает намекать: пора включить пониженную! Уловив намек, мы столь же уверенно и непринужденно взбираемся на самую крутую - 60-процентную гору. Казалось бы, мокрая дорога, кое-где заросшая травой, в ветровом стекле одно только небо, а проходимец, мерно рыча мотором, едет себе как по ровному.
ПОРА В НАСТОЯЩУЮ ГРЯЗЬ
И вот кругом сельхозугодья, глубокие тракторные колеи, необъятные лужи... Увы, скоро и здесь нам неинтересно. Поначалу еще что-то сжимается внутри при виде осенней полосы препятствий, но "уазик" с подключенным передним мостом преодолевает ее непринужденно, как будто под колесами по-прежнему асфальт. Однако здесь же проявляется, скажем так, своеобразие конструкции. Стоит заехать в глубокие поперечные волны-канавы, как руль начинает вырываться из рук, грозя выбить пальцы. Вседорожному монстру не помешал бы усилитель руля или хотя бы демпфер в механизме. А пока спасение одно: переходим на открытый хват баранки.
Заскучав в полях, решаем нырнуть в песчано-глинистый карьер. Здесь впору не тест проводить, а снимать батальные сцены, но мы, уверовав в непобедимость машины, решаемся взобраться на почти отвесную метровую стену. Руль рвут из рук немыслимые усилия, колеса вгрызаются в суглинок, и - наконец-то! - УАЗ останавливается, забуксовав. Пару метров назад - новая попытка. Натужно рявкнув мотором и подняв кучу грязи, вездеход поднимается на "пьедестал", так и не зацепившись ни бампером, ни днищем, ни порогами кузова. Тут понимаешь, что все это лишь разминка и на данном экземпляре можно пробиться где угодно. Останавливают лишь скользкие крутые склоны и риск "лечь" на крышу - автомобиль все же личный.
ПОРА И ВОСВОЯСИ
На обратном пути обмениваемся впечатлениями. Очевидно, конструктор явно перебрал с внедорожностью, несколько ухудшив поведение машины на асфальте. Подвески жестковаты - все тело ноет и болит, словно сам бегал и прыгал по полосе препятствий. Усилитель руля и лебедка нужны обязательно. И все же в родной стихии такой УАЗ потрясающе вынослив, а его возможности феноменальны. Когда прочувствуешь, насколько он раздвигает привычные рамки, то там, где кончаются дороги, начинается самое интересное.