За разделительной

ЗА РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/РЕЙД

ЗА РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ

ЗА ВЫЕЗД НА ПОЛОСУ ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ НЕ ВСЕГДА ЛИШАЮТ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ. ПРОВЕРИМ?

ТЕКСТ / АНДРЕЙ БОЙКО, АЛЕКСЕЙ ПРЕДКОВ

ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Звонит знакомый: "Не поверишь, что случилось! Еду за городом на своей "Нексии", дорога узкая, со сплошной линией посередине. А впереди трактор еле тащится. Я его обгонять начал и левыми колесами выехал на встречную. Тут откуда-то из-за кустов возникает инспектор, тормозит и объявляет, что теперь по новому кодексу меня на четыре месяца лишат права управления. Потому что нарушил пункт 9.2 Правил. И "права" изъял. Потом пришлось с начальником объясняться".

По новому кодексу можно остаться без "прав", если выедешь на встречную полосу "на дороге с двусторонним движением, имеющей четыре полосы или более...". Наш знакомый нарушил требование разметки на двухполосной дороге, поэтому все обошлось. Но проблема осталась.

Чтобы увидеть, как в подобных ситуациях ведут себя водители, ездят ли по встречной и понимают ли, сколь строги наказания за эти нарушения, мы отправились в рейд. Заодно решили посмотреть, как реагируют автоинспекторы на "гонщиков", летящих по "встречке", научились ли руководствоваться новым кодексом.

КОМАНДИР! НЕ ВЗЯТКУ ПРЕДЛАГАЮ, ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА

"Раньше проще было, - говорит сопровождающий нас инспектор. - Выписываешь протокол, забираешь "права" - и все, водитель никуда уже не денется, штраф заплатит. А сейчас: если нарушение тянет на изъятие "прав", то, помимо протокола, я обязан и объяснения свидетелей к делу "пришить", а свидетелей ведь найти надо. Да и извещение обязан выписать - без него судья дело в руки не возьмет. Минут по двадцать на каждого нарушителя, а еще и за безопасностью следи".

Что и говорить, бороться с нарушителями стало труднее, и мы сочувствуем автоинспекции, а сами между тем думаем: не означают ли эти жалобы, что теперь гаишники будут смотреть сквозь пальцы на несоблюдение Правил? Размышления прерываются внезапно: на наших глазах, объезжая стоящий на светофоре поток, на встречную полосу выруливает "Волга". В погоню! Догнали, остановили.

- С какой целью Правила нарушаем? - задает риторический вопрос инспектор.

- Товарищ майор, ну поймите, на похороны опаздываю! Я же никому не помешал! - оправдывается с виду вполне законопослушный гражданин.

И только инспектор начинает воспитательную беседу... как прямо к нам по встречной полосе приближается "низко летящее" авто. Как говорится, не отходя от кассы! Тонированный "Мерседес" тормозит рядом, повинуясь жезлу, в полуоткрытое окно высовывается рука с удостоверением. Как оказалось, полковника МВД. Немая сцена. "Мерс", спасибо, что уже не по встречной, уезжает. Инспектор вздыхает: "Полковника и пуля не берет".

Место патрулирования мы выбрали удачно. Нарушители сыплются как из рога изобилия. Не проходит и минуты - останавливаем "девятку". Из нее выскакивает бойкий молодой человек и, подбегая к инспектору, начинает издалека: "Товарищ майор, больше так не буду! Я на следствие опаздываю. Через пять минут должен в отделе быть, а ехать еще полчаса. Отпустите, пожалуйста!". В довершение протягивает инспектору временное удостоверение сотрудника прокуратуры. Отпускаем - в наши планы составление протоколов не входило.

Вновь рассаживаемся в патрульной машине и едем дальше. "Странные стали водители, - делится инспектор. - Не боятся нарушать, даже завидев патрульную машину. Остановишь такого, а он тебе: видел я вашу машину, но решил, что вы заняты и за мной не погонитесь".

Наш сопровождающий включает мигалку и, пересекая шесть рядов встречной полосы, слегка подрезает нарушителя. Взял, как говорится, тепленьким. "Видели, что он сделал?" Мы в недоумении переглянулись. "Тогда пошли разбираться".

- Товарищ майор! Виноват, нэ буду так болше! И штраф оплачу!

- Не положено, - пытаясь усмирить южный темперамент, говорит инспектор. - Теперь протокол надо составить, за такие маневры предусмотрено лишение права управления до четырех месяцев.

Водитель меняется в лице.

- Как лишение! Э-э-э, товарищ майор, мне без "прав" нельзя, как я семья кормить буду? Ну, можно я штраф заплачу, какой скажете, нэ как взятка, от чистого сердца! Я честна, так больше нэ буду!

ХОТЬ КОЛ НА ГОЛОВЕ...

Большинство остановленных водителей чуть не в один голос клялись и божились, что это у них первый раз, что больше в жизни ни-ни. Лишь единицы пытались спорить, доказывать, что их нарушение было вынужденным: "поворот пропустил", "подрезали"... и в том же духе. Но, как оказалось, эти ретивые не читали новый кодекс. Видимо, потому и не знают о грозящем за это наказании и ездят по старинке, думая, что легко отделаются. "Штраф на месте, независимо от суммы штрафа". С огромным удивлением узнают, что вскоре им может понадобиться проездной билет на городской транспорт. Так случилось с одним из "зубиловодов". Водитель остановленного за разворот через две сплошные VAZ 21099/">VAZ 21099 сильно возмущался:

- А что мне делать? Тут ни одного разворота на всю округу! Я свой поворот еще два километра назад пропустил!

- А вы новый кодекс читали? - спрашивает инспектор.

- Нет.

- А знаете, что за подобный маневр предусмотрено наказание в виде лишения права управления сроком от двух до четырех месяцев?

- Ну... что-то слышал, - сразу сбавив обороты, промямлил нарушитель.

Тут уже опешили мы. Разве разворот через две сплошные линии разметки (1.3) "подходит" под статью 12.15.3? "Конечно, подходит, - ответил потом на наши сомнения инспектор. - При развороте волей-неволей приходится выезжать на "встречку", а это уже часть 3 статьи 12.15 КоАП". Спорить не стали, но остались при своем мнении: смена направления на попутное (а именно это происходит при развороте) через разметку 1.3 есть не что иное, как нарушение требования дорожной разметки. А это статья 12.16, за нарушение которой предусмотрен штраф 50 рублей. Хотя последствия таких маневров бывают намного тяжелее тех, где водитель "заехал одним колесиком" на встречную и, в принципе, может быть наказан лишением "прав". С одним, правда, "но": надо соответствующим образом прописать это в законе.

ШАГ ВПЕРЕД, ДВА НАЗАД

Судебная практика свидетельствует: водительского удостоверения лишают в среднем семь нарушителей из ста. Причем преимущественно "за пьянку". Видимо, зная это, водители с легкостью нарушают "лишенческие" статьи кодекса. Придет такой "горемыка" в суд, поплачется в жилетку... и отделается штрафом. И совсем не факт, что на следующий день он опять не начнет ездить по "встречке", пролетать по городу на красный свет со скоростью 140 км/ч.

Рейд подтвердил уже не раз высказанные в журнале соображения: к сожалению, в новом КоАПе вопросов больше, чем ответов на них, да и далеко не все его осваивают. Одно из спорных положений - статья 12.15 КоАП РФ. Ее часть третья предусматривает наказание в виде лишения права управления сроком до четырех месяцев за выезд на встречную полосу движения в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения. (Подробнее см. ЗР, 2002, № 10, с. 156.)

Однако все это пусть важные, но детали. Основное же в другом. Водителям, наверное, пора понять, что главное "наказание" за нарушение не штраф и не лишение "прав", чего они всеми силами стремятся избежать, а авария, увечья или гибель людей. Пора перестроиться и автоинспекции - всерьез взяться за организацию движения, хотя это и сложнее, чем выписывать, как раньше, квитанции. И еще: всем нам нужна помощь законодателей. Документы, от которых зависит жизнь людей и порядок на дорогах, не должны пестреть "белыми пятнами" - в них должны быть четкие положения, регламентирующие права и обязанности водителей и органов ГИБДД.

Подпишитесь на «За рулем» в