Это случилось в янтикове
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/РАССЛЕДОВАНИЕ
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ЯНТИКОВЕ
18 АВГУСТА В ЧУВАШИИ РЕЙСОВЫЙ АВТОБУС ПОТЕРЯЛ УПРАВЛЕНИЕ НА СПУСКЕ И ОПРОКИНУЛСЯ В ОВРАГ. ПОГИБЛИ
24 ЧЕЛОВЕКА, 39 ПОЛУЧИЛИ РАНЕНИЯ...
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН
ФОТО / ИТАР-ТАСС
О катастрофе заговорили по всей России: во многих средствах массовой информации под крупными заголовками типа "Трагедия в Чувашии" шла об этом речь. Разумеется, вспомнили подобные аварии, случившиеся в Дагестане, Челябинске, Татарии. Объединяло их как минимум одно обстоятельство: жертвами становились пассажиры автобусов ПАЗ. Автомобили поспешили назвать "убийцами"... Однако истинные причины гибели людей тогда не были, да и не могли быть названы: для тщательного расследования требуется время... А когда оно проходит, результаты теряют привлекательность для ежедневных СМИ: это уже не "жареные" и не кровавые факты, их не вынесешь на первую страницу.
Попробуем вникнуть в дело "пазиков-убийц" с дистанции в несколько месяцев. Здесь существуют два аспекта - эксплуатационный и конструктивный.
КОНСТРУКЦИЯ
Как правило, обвинения в адрес автобусов сводятся к одному: тормоза ПАЗ-3205 ненадежны. Так ли это?
Исторически конструкция павловских автобусов связана с автомобилями ГАЗ. Поэтому рабочие тормоза - с гидравлическим приводом, как на нижегородских грузовиках. На прежних моделях применяли гидровакуумный усилитель, с началом производства ПАЗ-3205 он уступил место пневматическому. Причин тому две: пневмогидравлический привод позволяет реализовать большее усилие; к тому же компрессор автобусу так и так необходим, то есть сжатый воздух имеется.
В системе два раздельных контура, приводящих тормоза передней и задней оси. Если одна из ветвей выйдет из строя - автобус, пусть менее эффективно, будет тормозить, а на приборном щитке загорится сигнальная лампа. ПАЗ не открыл Америки, выбрав такой тип привода: подобные конструкции существуют и у нас, и за рубежом. Тормоза ПАЗ-3205 отвечают всем нынешним сертификационным нормам.
Но есть требование, которое не запишешь ни в одной инструкции и которое сегодня, увы, выходит на первый план: защищенность от дурака и негодяя. В тормозах автобусов используют два рабочих тела: сжатый воздух и жидкость. Если первый подделать невозможно, то со второй это случается сплошь и рядом... С этой точки зрения пневмогидравлический привод уязвим: залей в бачок легко закипающую подделку и... И тормоза могут внезапно отказать, трагедия станет вполне вероятной.
Конечно, упрекать завод в том, что в стране подделывают "тормозуху", было бы странно. Тем не менее ПАЗ предлагает свой, радикальный способ борьбы с подпольем - пневматический привод тормозов. Уже несколько лет на часть машин устанавливают рязанские (так называемые зиловские) мосты с расширенной колеей и пневматическими тормозами.
Они в самом деле лучше защищены: помимо более "надежного" рабочего тела, в системе применены энергоаккумуляторы: проще говоря, не накачав необходимые "атмосферы", автобус не стронуть с места, а при аварийном падении давления задние колеса намертво затормаживаются. Кроме того, именно с такими тормозами ПАЗ предлагает антиблокировочную систему "Кнорр". Кстати, с будущего года АБС становится обязательным оборудованием автобуса, так что уже в январе гидравлическая часть должна окончательно уйти в прошлое.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Вернемся к трагедии в чувашском селе Янтикове. В официальном акте служебной проверки ДТП описан целый букет грубых нарушений: при допустимой вместимости 41 человек в автобусе ехали 62 пассажира; стояночный тормоз не работал; на задней оси стояли шины с разным рисунком протектора; спереди отсутствовал один амортизатор; аварийная дверь заблокирована снаружи самодельным устройством; не было троса спидометра.
К тому моменту пробег ПАЗа составлял около 700 тысяч километров... Все мы видим, на каких автобусах ездят в провинции. Словом, как ни страшно это звучит, все случилось с самым обычным "пазиком". Даже с талоном государственного технического осмотра (пройден 5 июня 2002 года) и отметкой "исправен" в путевке.
...Автобус, миновав знак "Ограничение максимальной скорости" 30 км/ч, покатился под уклон. Дальнейшее - по показаниям свидетелей из справки о ДТП. Водитель, видимо, экономя топливо, выключил зажигание, перевел коробку на нейтральную передачу; машина набрала скорость. Впереди левый поворот... Попытки включить пониженную передачу и затормозить не дали результатов. Чтобы замедлить автобус, водитель направил его на пригорок справа, но тяжелая машина перескочила его и полетела в овраг...
Почему не удалось затормозить? Во-первых, не работал мотор, а включить пониженную передачу без перегазовки крайне затруднительно (про неработающий ручник нечего и говорить). Во-вторых, мог кончиться воздух в пневматической части тормозов (именно поэтому в инструкции записано: "...запрещается движение накатом с выключенным двигателем"). В-третьих, непонятно, какая тормозная жидкость была залита в систему. Ничего не утверждая, заметим: температура кипения жидкости БСК - 115° С, а ДОТ-4, которую требует заливать инструкция по эксплуатации ПАЗ-3205, - 260° С.
Кстати, инженеры ПАЗа вместе со специалистами автохозяйств не раз проверяли тормозную жидкость и убеждались: в автобусы порой попадает откровенная подделка. Вероятно, этим можно объяснить случаи, когда педаль тормоза внезапно проваливается, а затем, остыв, тормоза работают нормально. Это - первая "тормозная" проблема.
Согласно инструкции по эксплуатации, тормозную жидкость и даже уплотнительные кольца рабочих цилиндров на ПАЗ-3205 следует менять два раза в год. Требования, на наш взгляд, завышенные. Все-таки на дворе ХХI век, а автобус покупают, чтобы возить пассажиров и зарабатывать, а не только заниматься его обслуживанием и ремонтом. Однако перестраховщиков с ПАЗа, ужесточивших в 2000 году инструкцию, тоже можно понять.
Вторая проблема - халатность эксплуатационников. Помните об отсутствующем амортизаторе и разномастных шинах? А когда последний раз проверяли исправность аварийной лампы, показывающей, что один из тормозных контуров вышел из строя? Кстати, известны случаи, когда лампочка буквально кричит о дефекте, но машина - на линии: ведь один контур пока работает!
И, наконец, запчасти. Из экономии автохозяйства и частники покупают что подешевле. Недавно на родине "пазиков" обнаружили целый подпольный цех, изготовлявший главные тормозные цилиндры... едва ли не под заводским забором! К слову, ПАЗ - единственный сертифицированный производитель этих деталей. Каждый цилиндр проходит проверку на специальном стенде. Готовые детали везут на сборку в опечатанных контейнерах, а бракованные рассверливают, дабы не искушать умельцев. Для входа в цех, где производят детали тормозов, нужен особый пропуск. Однако заводское клеймо на цилиндрах почти не различимо...
ЭТО НЕ МОГЛО НЕ СЛУЧИТЬСЯ
Авария в Янтикове была не первой. Специалисты ПАЗа, выезжающие на места во всех подобных случаях, привозят на завод результаты технических экспертиз с такими же длинными перечнями неисправностей, как у автобуса в Чувашии.
Авария в Янтикове не станет последней. Огромный парк "пазиков" сильно изношен. Собственно, не в лучшем состоянии и другие машины, но ПАЗов на пригородных маршрутах в несколько раз больше, чем всех остальных автобусов; естественно, они чаще других попадают в сводки ДТП... Дешевые ПАЗы окупаются очень быстро, но нищие автохозяйства все равно экономят каждую копейку - на "тормозухе", на бензине, на обслуживании.
В конце расследования надо назвать виновных. Обвинять в катастрофах завод? К конструкции автобуса претензий нет, заявляем это, побывав на заводе и пройдя всю технологическую цепочку изготовления тормозов. Но все-таки адресуем павловчанам упрек: ради нашей безопасности оградите нас от подделок, придумайте, как упаковывать оригинальные запчасти! И пожелание: не откладывайте стопроцентное внедрение пневматических тормозов.
Водители пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности; предприятия забывают о ТО; какими-то путями автобусы проходят техосмотр в ГИБДД. В гибели пассажиров виноваты эксплуатационники автобусов? Формально это так, но...
К великому сожалению, этот вывод сам по себе не сделает пассажирские перевозки безопасными...