В ожидании кризиса

В ОЖИДАНИИ КРИЗИСА

ЦЕНЫ

/СТАТИСТИКА

В ОЖИДАНИИ КРИЗИСА

ДОСТИГНУВ ПОТОЛКА, ЦЕНЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТО ЗАМЕРЛИ. НАДОЛГО ЛИ?

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Как всем известно, на две недели - с 26 октября по 9 ноября АвтоВАЗ приостановил выпуск автомобилей "в связи со сложившейся ситуацией на рынке". Как заявил вице-президент по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей компании Владимир Кучай, АО "АвтоВАЗ" не планирует повышать отпускные цены, "но не будет их и понижения".

"Что касается отпускных цен, мы в течение последних лет их только поднимаем, причем делаем это темпами, которые ниже темпов инфляции, - считает В. Кучай. - Но мы понимаем, что сегодня цены на наши автомобили практически достигли потолка, за которым они становятся соизмеримы со стоимостью новых недорогих иномарок".

В сентябре дилеры АвтоВАЗа попытались единовременно и сообща увеличить на несколько процентов цены всех моделей - не получилось. За последний месяц цены в Тольятти, по данным агентства "ЛадаОнлайн", даже снизились. Особенно на "классику" - почти на 10%. "Самары" подешевели на 0,2%, "нивы" - на 0,7%. Только "десятки" не сдвинулись в цене. В Москве розничные цены тоже перестали расти вслед за отпускными - выше некуда.

И в течение октября розничные цены на автомобили ВАЗ (впервые за несколько лет!) почти не изменились. Модели "десятого" семейства по-прежнему стоят в Тольятти в среднем от 175 тыс. руб. (2112 и 21102) до 186 тыс. руб. (21113). "Пятнадцатая" - в среднем 161 тыс. руб., "четырнадцатая" - 157 тысяч. VAZ 21099/">VAZ 21099 и VAZ 2109 продаются в Тольятти в среднем по 153 и 143 тыс. руб. "Восьмерка" - на пару тысяч дешевле "девятки". А вот в Москве они дороже в среднем на 9-12 тыс. руб. (максимальная разница цен - 15 тыс. руб. - на модели VAZ 2112 и VAZ 21083). Повышенный спрос на дешевые "пятерки" стимулировал их подорожание в среднем на 3,5 тыс. руб. (средняя стоимость сейчас равна 96-97 тыс.). "Семерки" в Тольятти по-прежнему стоят 102-103 тыс. руб., а "четверки" - 108-109 тыс. руб. В Москве вся "классика" дороже, чем в Тольятти, на 7-10 тыс. руб. "Нивы" стоят сейчас в Тольятти 130-132 тыс. руб., а в Москве - 137-138 тысяч (на уровне прошлой зимы).

И все-таки в торговле четко обозначился застой: на площадках АвтоВАЗа и складах дилеров скопилось, по разным сведениям, до 70 тыс. нераспроданных автомобилей. Соблазнительно объяснить это сезонным спадом, который продлится примерно до февраля. Но ведь в другие годы ему предшествовал летний всплеск, которого на этот раз не было. В таких условиях ВАЗу придется или сокращать производство дальше, или все-таки снижать цены. Ни тот, ни другой вариант руководителей АО не устраивает. Поэтому, чтобы выжить, отечественным производителям придется пойти на целый ряд непопулярных мер. Первый шаг уже сделан: под их нажимом правительство подняло таможенные пошлины на иномарки старше семи лет. На очереди - остальные иномарки (повысить пошлины на них планируется года через три). Но и этого мало! Значит, остается один выход - снижать собственные издержки.

Ныне на Волжском автозаводе готовится сокращение штатов. По словам генерального директора Виталия Вильчика, остановка конвейера не решает всех проблем АвтоВАЗа, поэтому в ближайшее время будут предприняты увольнения, которые коснутся руководящего состава, служащих и вспомогательного персонала. Те, кто хоть раз имел дело с главным нашим автогигантом, согласятся - эта мера давно назрела. Уже больше 10 лет "строим капитализм", а АвтоВАЗ как был, так и остался гигантской забюрократизированной структурой "совкового" типа. Но одних только кадровых чисток все равно мало, чтобы сделать завод современным и прибыльным. Ходят слухи и о том, что сложная ситуация на АвтоВАЗе может привести к переделу собственности.

Кому все-таки принадлежит завод, точно неизвестно (это одна из причин, почему сюда не рвутся западные инвесторы). Собственность здесь распределена хитро: например, 33% АвтоВАЗа принадлежит небезызвестному концерну АВВА, 19,5% - ЗАО ЦО АФК. При этом сам АвтоВАЗ владеет в этих обществах контрольными пакетами. Акционеры АвтоВАЗа выбирают руководителей завода, а завод, в свою очередь, выбирает руководителей фирм, которые ему принадлежат (часто это одни и те же люди). И хотя сами руководители владеют небольшим количеством акций, они по сути - настоящие собственники завода, как и многих фирм-поставщиков. Поэтому, по мнению экспертов, сплошь и рядом практикуются поставки ВАЗу комплектующих по завышенным ценам, вексельные расчеты, съедающие до 15% оборотных средств, списание дебиторской задолженности, кредитование сторонних фирм под высокие проценты за счет средств АвтоВАЗа. О какой рентабельности может идти речь при такой схеме? Естественно, в критической ситуации руководство декларирует меры по сокращению издержек, но к серьезному улучшению ситуации - снижению цен, повышению качества и т. п. - они, скорее всего, не приведут.

На кардинальные же перемены нынешний генералитет вряд ли способен, поэтому ожидать можно только одного - массированной атаки на правительство с целью дальнейшего ограничения ввоза иномарок-конкурентов.

P. S. Между прочим, и Горьковский автомобильный завод со 2 по 10 ноября приостанавливал выпуск легковых автомобилей. И не в первый раз: нерабочими днями объявлялись 11, 18, 19 и 25 октября. Такое решение было принято "в связи с изменением конъюнктуры на рынке, снижением спроса на легковые автомобили, а также рациональным использованием рабочей силы". На Ижевском автозаводе также озабочены корректировкой планов - естественно, в сторону уменьшения...

Подпишитесь на «За рулем» в