От заката до восхода: мы прошли!

ОТ ЗАКАТА ДО ВОСХОДА: МЫ ПРОШЛИ!

АКТУАЛЬНО

экспедиция "за рулем"

"ЕВРАЗИЯ-2003"

ОТ ЗАКАТА ДО ВОСХОДА: МЫ ПРОШЛИ!

ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

Когда мы впервые задумали проехать из Москвы во Владивосток на рядовых, серийных автомобилях, кто-то сразу назвал эту акцию событием года для редакции. Теперь, когда этот нелегкий путь позади, когда цель успешно достигнута и мы вернулись в столицу, можно без всяких натяжек сказать: это событие не только для участников экспедиции "Евразия-2003" и редакции ЗР, но и для страны.

ЧТО БЫЛО ЗАДУМАНО

Основных целей у экспедиции было три (мы уже называли их, но повторимся). Во-первых, показать, что сегодня реально существует сквозное движение с запада на восток страны, причем даже по еще строящимся участкам трассы можно проехать на обычных автомобилях. Тут оказать нам помощь взялся Росавтодор - Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса РФ. Во-вторых, протестировать на разнообразных российских дорогах и бездорожье пять "российских иномарок", специально для того купленных редакцией: " Форд Фокус", " Шевроле Нива", " Рено Символ", " Хёндэ Акцент" и " КИА Рио". Компанию им составили развозной грузовичок КИА-К2700 и экспериментальный полноприводный VAZ 21113-04. Заодно мы хотели показать, что в стране уже началось производство современных, комфортабельных (при этом относительно недорогих) автомобилей. Ну, и третья цель - ознакомиться с тем, как начал работать в России совсем новый закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Помогать в решении этой задачи взялся наш партнер - крупнейшая российская страховая компания "Росгосстрах".

КТО ОТПРАВИЛСЯ

В ПУТЬ-ДОРОГУ

Костяк компании составили семь водителей-испытателей - по числу автомобилей. Они хоть и не числятся в штате ЗР, уже давно в кругу наших верных друзей. "Гражданские" профессии у них самые разные - от водителя-инкассатора и программиста до директора завода (!) и хозяина частного ресторана (в прошлом, между прочим, преподавателя французского языка, что нам очень помогло). Всех их объединила любовь к автомобилям и путешествиям, все взяли месячный отпуск там, где работают, все серьезно готовились. Дорога-то предстояла непростая...

Заведовал технической частью редактор отдела эксплуатации Владимир Арбузов; кстати, нам однажды очень пригодился его опыт "утопления" редакционных автомобилей (ЗР, 2002, № 10). Но об этом позже. К "творческой группе" команды относились главный администратор Сергей Волгин ("в миру" - заведующий отделом правовой информации), фотокор Александр Батыру, редакторы отделов спецпроектов Андрей Бойко и испытаний Юрий Нечетов, обозреватель радиостанции "Маяк" Максим Приходько и автор этих строк. Впрочем, никакого деления на "физиков" и "лириков" не было и в помине: жили вместе, дружно, да и автомобилями управляли по очереди.

Уже в самом начале к нам примкнули два французских журналиста из журнала "L'automobile" - Александра Лежандр и Ивэн Маго. Кроме желания проехать по России (они здесь были впервые), им предстоял длительный тест-драйв российского " Рено Символ": во Франции выпускают хэтчбек " Рено Клио", так что седан они видели только на картинке. С французами подружились сразу и надолго, никаких проблем с общением не было. Вот такая интересная компания утром 2 августа с нулевого километра рядом с Красной площадью отправилась на восток.

РУССКАЯ ДОРОГА

Каждый из 10 500 километров трассы, что мы проехали, одновременно похож и непохож на другой. По своему качеству и состоянию дорога, даже федеральная, в пределах одной области может отличаться как небо и земля. Например, в Иркутской области на подходе к областному центру - совершеннейший автобан, с многоуровневыми развязками и отличной разметкой, а от границы с Красноярским краем шоссе вдруг исчезает и впереди больше 200 км размокшей грунтовой дороги...

Наша дорога не утомляет - она везде такая разная! Холмистую равнину европейской части сменяют потрясающей красоты горы Южного Урала, затем - бесконечные, но по-своему завораживающие степи и болота Тюмени, потом прямая, как стрела, дорога, за ней - извилистый серпантин. А вот и живописнейшие пейзажи Кузбасса: крутые подъемы чередуются со спусками, склоны холмов, поросшие деревьями. Это уже настоящая сибирская тайга. Не описать словами потрясающие сопки, между которых дорога вьется по территории всего Дальнего Востока.

Везде, где дорога, там жизнь. Это уже многочисленные АЗС (даже там, где трасса только строится, разрывы между заправками не превышают 300 км!), магазинчики, авторемонтные мастерские, ресторанчики, мотели и даже целые комплексы, где есть все, что нужно автопутешественнику! То, что нам всем привычно, часто в диковинку французским коллегам. Например, придорожная торговля. Потребовалось немало времени, чтобы объяснить Александре Лежандр, почему, к примеру, люстры, хрусталь или плавательные бассейны (!) продают прямо на трассе - да еще у леса!

...Если считать с точностью до дня, то экспедиция ни разу не выбилась из графика. А вот задержки в пути случались нередко, и в среднем мы прибывали в очередной пункт ночевки с опозданием на несколько часов. Причин тому две. Первая - наш фотокорреспондент Александр Батыру. Очень уж хотелось ему оставить на память (пусть на фотопленке!) все эти горы, серпантины, озера, леса и реки. Он останавливал колонну бессчетное число раз, строил в разных комбинациях машины и экипажи. А сам непрерывно щелкал затворами многих своих камер, то влезая на камни и деревья, то распластавшись на асфальте. В результате средняя скорость движения, например, по территории Южного Урала составила... 16,5 км/ч (по всей трассе - 72 км/ч).

Вторая причина - невиданное гостеприимство местных жителей, особенно дорожников, которые останавливали экспедицию множество раз, чтобы поприветствовать, угостить хлебом-солью, поговорить, рассказать о своем... Особенно запомнился теплый прием в Красноярском крае. Уже на границе нашу колонну встречали руководители и сотрудники краевого управления автодорог: "Приветствуем участников автопробега "Евразия-2003". А рядом с дорогой, на лесной опушке, специально для нас концерт - девушки в народных костюмах и сверкающих кокошниках: песни, танцы, стихи. Наверное, подобное увидишь только в телерепортажах о встрече именитых иностранных гостей.

Долго будем вспоминать небольшой бурятский поселок Мухаршибирь. Встретить экспедицию на дорогу вышла, наверное, добрая половина его жителей. Для них приезд экспедиции - что-то необычное, радостное. Но ведь и для нас такие встречи - желанные и незабываемые: именно здесь нас ждут всегда теплые контакты с автомобилистами, их расспросы, вопросы.

"ЯПОНСКАЯ" ДОРОГА

Такое имя с недавних пор получила трасса на большом протяжении, примерно от Новосибирска до Владивостока. Почему - догадаться нетрудно: среди участников движения многие за рулем иномарок с правым рулем. Они гонят машины с востока на запад. На отрезке Чита-Хабаровск такие и вовсе составляют большинство: из 200 автомобилей, что в среднем проходят здесь в сутки, не менее 100 - "японки". Едут за тысячи верст по недостроенной дороге не от хорошей жизни: единственный до того доступный путь по железной дороге дорожает год от года. В 1999 году отправить легковой автомобиль из Владивостока в Москву на специальной платформе (в "сетке") стоило 9-12 тыс. руб., в 2002-м - 29 тыс. руб., а сейчас - уже больше 40 тысяч! Говорят, ожидается очередное повышение цен, а вот сроки доставки как были "плавающими" (в столицу, к примеру, от 10 до 30 суток), такими и остались. Путь "самоходом" - реальный способ сэкономить деньги. На дороге нередко встретишь странные "транспортные средства": японский средний грузовик в кузове своем везет грузовичок, в чреве которого еще и легковушка...

Многие перегонщики (местная особенность) путешествуют... семьями, с женами и детьми. Шутят, что так они отдыхают: добираются поездом, скажем, от Омска до Владивостока, а оттуда - уже своим ходом. Эдакий национально-экстремальный автотуризм! Но набирает потихоньку темпы и встречный поток. На той же трассе "Амур" с запада на восток едут грузовики, рефрижераторы (как правило, тоже "праворукие"), которые уже возят туда-сюда товары. Нам рассказали, что в Иркутске действует самодеятельная диспетчерская, и через нее могут заказать попутный груз до Приморья те, скажем, кто собирается ехать туда за свежей рыбой. Доставка автомобилем в таких случаях обходится дешевле и получается быстрее, чем по железной дороге.

"ЛУННАЯ" ДОРОГА

Когда выезжали из Читы, откуда берет начало трасса "Амур", ничто не предвещало трудностей: ровный асфальт, скорость 80-100 км/ч, прекрасная солнечная погода, отличное настроение... Через 130 км асфальт сменился хорошо укатанной "гравийкой" - скорость почти не снизилась. Наш главный редактор Петр Меньших - он специально прилетел на несколько дней из Москвы, чтобы проехать по этому участку, - даже взгрустнул: "Видно, никакой трудной дороги не дождаться". Если бы знал, как тогда ошибался! Еще через 150 км грунтовка уперлась в стройку: высокий горный хребет рассекло искусственное ущелье, в котором копошились грейдеры, бульдозеры, экскаваторы - они перемещали огромные массы породы. "Тут будет проходить трасса", - рассказывал нам директор строящегося шоссе Валентин Иваненко. Пока в это верилось с трудом.

Дальше двигались уже по направлению, петляя меж горными хребтами и болотистыми низинами... Непрерывные двухмесячные дожди превратили безобидные когда-то ручейки в средние речушки. К обеду снова зарядил ливень и не прекращался еще дней пять. Скорость на скользких, утыканных острыми камнями тропках (иначе их не назовешь) упала до пешеходной: местами за час удавалось пройти всего 8-10 км, а особо сложные участки переползали буквально на брюхе. На самый трудный из них - размытый глиняный склон всей командой заталкивали автомобили вверх вручную. И это на фоне фантастического по красоте пейзажа - горы, поросшие лесом, куски недостроенной дороги, уходящие в никуда, земля, из которой торчат острые валуны... И - почти нет людей, лишь отдельные "островки", заселенные строителями. Что-то напоминало "лунную" дорогу.

Был и другой гиблый участок, когда дорогу перегородила река метров тридцать шириной. Еще вчера тщедушный ручеек сегодня смыл уже несколько автомобилей. На том берегу скопились "японки", их по этой дороге гнали из Владивостока: форсирование преграды глубиной до метра ночью, в сильный дождь, казалось делом невозможным. Идею подсказал наш технический директор Володя Арбузов (не зря он все прошлое лето топил редакционные автомобили!). Тяжелый "Ленд-Крузер" сопровождения нашел брод выше по течению, для легковых автомобилей недоступный, и перебрался на ту сторону. Дальше операция выглядела так: автомобили по очереди цепляли длинным фалом (за корму, чтобы не залить волной моторный отсек), и "Крузер" перетаскивал их через водную преграду, причем быстро, чтобы всплывшую легковушку не слишком снесло течением. Картина фантастическая: ночь, ливень и в свете фар - задним ходом буквально переплывающие реку машины... Говорят, после нас перегонщики на вседорожниках предлагали другим такую услугу... за 50 долларов!

Подобные приключения ждали нас почти на всем тысячекилометровом бездорожье. На его преодоление ушло трое суток, семь разодранных в клочья колес. Спали в полевых условиях, по три-четыре часа, причем первую ночь - в железнодорожном вагоне (где наш француз Ивэн искал душ...). Дождь ненадолго кончился, но, как только дорога подсохла, возникла другая проблема: автомобили в движении поднимали такие тучи пыли, что видимость падала почти до нулевой.

На третий день, когда, казалось, все испытания остались позади, на скорости 70 км/ч у " КИА Рио" лопнуло переднее колесо. Машину на гравии развернуло и выбросило в кювет. К счастью, заполненный водой. Автомобиль лег набок, но никто в нем не пострадал. Машина отделалась царапинами, парой легких вмятин да расколотым (чуть-чуть) бампером. Через полчаса колонна тронулась дальше.

Итого за четверо суток мы прошли 2200 км строящейся трассы "Амур" (Чита-Хабаровск), из которых сегодня лишь 600 км покрыты асфальтом, еще 600 км - дороги с грунтовым покрытием. Примерно 1000 км пока даже не считается дорогой, а официально именуется "объездными путями с использованием местной дорожной сети". Ужасно жалко было мучить наши городские автомобили - ведь они по природе своей изначально не предназначались для таких условий. Но ведь подержанные японские автомобили здесь как-то проходят! А наши чем хуже? Их производители говорят, что собирают машины для России. И здесь тоже Россия - она ведь не заканчивается за пределами МКАД!

А теперь самое, может быть, важное: все машины прошли трассу и серьезных отказов не было. Мелочи типа перегоревших лампочек, трещин на стеклах и оторванных брызговиков не в счет. И это у самых обычных легковых автомобилей в тяжелейших условиях!

ФИНИШ

И вот 25 августа мы въезжаем в столицу Приморья в сопровождении двух праворульных "тойот" краевой ГАИ...

Честно говоря, немножко побаивались "теплой" встречи во Владивостоке - знали, что в канун нашего приезда группа местных защитников "правого" руля пыталась организовать встречный пробег до Москвы на подержанных "японках". На знаменитом авторынке "Зеленый угол" даже соорудили памятник отечественному автопрому, залив бетоном древнюю "копейку". Доходили до нас и угрозы: дескать, любых представителей российского автопрома встретим тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. Ничего подобного не случилось. На центральной площади нас встречали не только представители краевой администрации, традиционные девушки в кокошниках с хлебом-солью, но и сотни жителей Владивостока и края! Такого искреннего интереса к нашему пробегу, внимания к его участникам мы не ожидали! Жители города с любопытством осматривали наши автомобили - таких здесь еще не видели. Вопросам не было числа.

Экспедиция выполнила все поставленные перед ней задачи. На обычных, серийных автомобилях за 25 дней пройдено 10 500 км - сквозной проезд с запада на восток страны теперь есть! Автомобили, можно сказать, с честью выдержали это испытание. Они в самом деле приспособлены для российских дорог. (Мы даже не смогли определить явного лидера среди них. Сделаем это позже, по результатам диагностирования.) И самое, наверное, главное - мы стали участниками многочисленных встреч с тысячами автолюбителей российской Евразии, услышали их мнения о российских автомобилях, дорогах, о журнале "За рулем" и многом другом, что для нас, пишущих людей, всегда на вес золота.

И еще. Нам, к счастью, не пришлось обращаться за помощью в Росгосстрах, который застраховал наши автомобили, но общение с автомобилистами и представителями компании во всех регионах России дает повод для отрадного вывода: закон об обязательном страховании гражданской ответственности уже действует.

Экспедиция "Евразия-2003" завершилась. Трудно представить, что завтра с утра уже не прозвучит команда: "По машинам!", что не будет бесконечной дороги и мелькания километровых столбов, новых городов, новых встреч... Но мы уверены - это путешествие не последнее. Куда проляжет дорога дальше? Точно не знаем, но планы уже зреют...

"За рулем" выражает сердечную благодарность РОСАВТОДОРУ и РОСГОССТРАХУ за поддержку и помощь, которую мы ощущали на всем пути от Москвы до Владивостока.

Такая у нас страна: в Рязани светит солнце, в Сибири - холодный дождь, а в Поволжье цветут подсолнухи, и среди них - вся наша команда.

Здесь пролегает географическая граница между Европой и Азией.

Наш путь лежит туда, на восток!

И памятники у нас такие разные. Эту стелу (на фото слева) в Самаре именуют монументом Паниковскому, а в Омске мы встретили, наверно, единственный в мире памятник сантехнику (справа внизу).

Шины "Континенталь", как мы их

ни мучили, пытку выдержали.

Главная дорога России строится днем

и ночью - она очень нужна, ее ждут.

Автопробегу - почет от милиции и неподдельный интерес будущих российских автомобилистов. Везде, на всем пути люди нас встречали радушно и тепло, вот погода часто не баловала: дождь начался в Новосибирске и закончился... в Хабаровске.

Над Байкалом тучи ходят хмуро...

Но нашей "Шеви-Ниве" непогода

и бездорожье не страшны.

Так нас встречали в Бурятии и в Красноярском крае. А мы старались в грязь лицом не ударить! И главный редактор

(фото внизу слева) работал как все.

На трассе "Амур". Здесь (слева вверху) вообще-то была дорога. Наших соотечественников мы встречаем повсюду, даже в самой

далекой глуши (слева внизу). Ночной бросок через безымянную речку задним ходом... на тросе (справа).

Красотища-то какая! Здесь, в 280 км от

Читы, заканчивается грунтовая часть трассы "Амур". Дальше, почти 1000 км, только

"направление".

"Рио" перевернулся (вверху слева). Но, к счастью, все живы-здоровы. "Тут будет мост!" - показывает наш фотограф Александр Батыру (слева внизу). А пока - вот она какая, трасса-стройка!

Дождь ненадолго кончился, но стало еще

хуже: поднимались такие тучи пыли, что

видимость падала до нуля. Колонна

из семи автомобилей растягивалась

на три километра.

Таких автомобилей во Владивостоке

доселе не видали. Но, судя по интересу,

они смогут найти потенциальных

покупателей и в "царстве праворуких".

Подпишитесь на «За рулем» в