16 клапанов по сходной цене
Первенец "десятого" семейства с кузовом седан появился в 1996 году. Именно на нем завод отрабатывал частичную оцинковку кузова, более мощные тормоза, бортовую систему контроля.
Комплектуется бензиновым двигателем 1,5 л, 78 л. с. (VAZ 21102) и им же, но с приставкой 16V - 91 л. с. (VAZ 21103), агрегатируемыми с механической пятиступенчатой коробкой передач. Помимо базовой комплектации есть версия "люкс", отличающаяся материалами отделки салона, тонированными стеклами и пр.
Диапазон цен - от $6700 до 7100. За эти деньги потребителю предлагается VAZ 21103 без кондиционера и усилителя руля.
Начавшая свой долгий путь к потребителю как " Опель Кадет", "Нексия" выпускается в Узбекистане с 1996 года только с кузовом седан.
На вооружении долгожителя бензиновый двигатель 1,5 л, 75 л. с., и он же, только 16V - 85 л. с. с пятиступенчатой механической коробкой передач. Ныне в производственной гамме более мощный шестнадцатиклапанник вытесняет базовую версию мотора; машины с нею в Россию уже не поставляют.
Комплектации и цены разнообразны. Без гидроусилителя и кондиционера "Нексия-16V" стоит $8100. Наиболее насыщенная версия GLE продается за $9999.
Hyundai Accent 1,5 GL
Автомобиль с кузовом седан выпускается Таганрогским автозаводом с 2002 года, в основе - корейский аналог образца 1999 года.
Для России "Акцент" комплектуют 16-клапанным бензиновым двигателем 1,5 л, 102 л. с., агрегатируемым с механической коробкой передач или "автоматом".
"Акцент" с механикой стоит от $9500 до 9990, с "автоматом" - от $10 500 до 10 900. Предусмотрена и наиболее полная комплектация за $11 800.
До недавнего времени малолитражные моторы с шильдиком 16V были своего рода изюминкой в модельных рядах автопроизводителей. Подобным авто отводилась роль более дорогих и энергичных версий, не лишенных темперамента и даже определенных бойцовских качеств. Вполне заслуженно - ибо снятые с 1,5-литрового рабочего объема 90-100, а то и поболе лошадиных сил не только тешили самолюбие владельца, но и существенно улучшали ездовые качества. Ныне подобные двигатели стали нормой. И не только для породистых транспортных средств, но и среди народных марок. Сегодня за $7000-10 000, помимо отечественной "десятки", вполне можно приобрести зарубежный автомобиль, радующий не столько утонченностью дизайнерской мысли, сколько неплохими скоростными и динамическими показателями.
Это и определило идею нынешнего теста - сравнить несколько недорогих шестнадцатиклапанников, отдав предпочтение российской сборке. Отрадно, что даже в этом сегменте есть из чего выбрать. Естественно, на нашем рынке преуспели вездесущие корейцы, не только энергично внедряющие передовые технологии, но и наладившие в России сборку дешевых иномарок. Борется за российского потребителя и Узбекистан, ожививший пламенным сердцем начавшую было терять популярность "Нексию". Ну и, конечно, исконно российский производитель - АвтоВАЗ: последнее время он, правда, больше почивает на лаврах массовости, однако стараниями дилеров все же расширяет оснащение предлагаемых моделей.
Итак, выбор сделан: три "горячих седана" - VAZ 21103, " Дэу Нексия" и " Хёндэ Акцент". Все имеют на вооружении полуторалитровые двигатели, пользуются стабильным спросом и укладываются в отведенные ценовые рамки.
При подборе участников едва не случился казус. Выяснилось, что "живых" "акцентов" у дилеров нет. Их и так раскупают довольно быстро, а тут еще дало сбой производство, и новую партию не подвезли. Выручил таксопарк, эксплуатирующий таганрогские машины, там-то нам и предоставили свободный "Акцент". И пусть он был в "шашечку", поверьте - вниманием окружающих "зеленый огонек" обделен не остался.
"Десятку" пришлось немного доукомплектовать до западного уровня, поскольку даже заводская комплектация "люкс" за $7100 выглядела бедновато. Изучив у дилера внушительный список дополнительного оборудования, выбрали из него кондиционер, сигнализацию и маршрутный компьютер. Все это легко добавило $1500 к цене базовой модели, и "десятка" почти за девять тысяч "зеленых" стала определенно солиднее. Что ж, наверное, завод устраивает такое положение дел, при котором он выпускает вроде бы недорогие автомобили, а дилеры потом устанавливают кондиционеры и гидроусилители, именуя все это не иначе как "тюнинг".
Проверенная временем и отработанная до мелочей "Нексия" не заставила что-либо придумывать и доукомплектовывать. Самая дорогая комплектация GLE ($9999) аккурат уложилась в отведенные рамки, предоставив нам все предусмотренные заводом блага цивилизации, включая гидроусилитель, кондиционер, легкосплавные 14-дюймовые колеса и даже накладки под дерево на обивках дверей.
ДОСМОТР С ПРИСТРАСТИЕМ
При пристальном изучении российского продукта вы терзаетесь противоречиями. По отдельности все смотрится неплохо, даже вполне современно: симпатичных расцветок велюровый салон, слегка тонированные стекла, удобная комбинация приборов, просторные, неплохо спрофилированные сиденья. Здесь, в отличие от конкурентов, и руль регулируется по высоте. В общем, все нажимается, включается, щелкает и работает. Даже "кондей" дует ледяным воздухом, правда, несколько шумновато для первой скорости вентилятора.
Здорово? Оказывается, не очень. Тонкая баранка вдобавок груба и несимпатична, водительское сиденье ездит по салазкам так туго, словно год простояло в соленой воде, педали почему-то смещены в сторону, а попытка отрегулировать наружные зеркала вызывает непреодолимое желание вырвать их с корнем и поставить что-нибудь электрическое. Получается, что дополнительно вложив в автомобиль полторы тысячи баксов, мы далеко не исчерпали возможности для его совершенствования. Дальше - больше. С первыми каплями дождя вдруг откручивается один из поводков стеклоочистителя, начинает заедать задний стеклоподъемник, а дополнительный стоп-сигнал, что на модном заднем спойлере, безвольно повисает на проводах - сорваны винты его крепления.
Эх, впору не сравнительный тест проводить, а писать в рубрику "Авто из магазина".
Слава богу, на этом капризы заканчиваются, и мы продолжаем осмотр. На заднем сиденье тесно: колени - буквально в спине у сидящего спереди, крышу подпираешь головой. Конечно, как-то разместиться можно, но о долгой поездке с комфортом речи быть не может.
Большой багажник - гордость всего "десятого" семейства. К чести отечественного седана, он еще предлагает возможность либо разложить спинку, либо воспользоваться лючком для перевозки длинномеров. Задумано прекрасно, исполнено вроде бы тоже неплохо, только "отстегнув" спинку, вы вдруг понимаете, что защелкнуть ее на место довольно сложно - нужны регулировки. Наверное, со временем все это обомнется и разработается, но почему бы подобный "тюнинг" сразу не провести на заводе. В общем, после осмотра салона состояние противоречивости только усиливается.
"ДЭУ-НЕКСИЯ"
Неумолимо стареющий интерьер, угловатая передняя панель, тонкая, скользкая и невыразительная баранка, аморфное водительское сиденье - возраст вряд ли компенсируют вставки под дерево или велюровая обивка. Однако давайте немного понизим планку, ведь дешевле все равно только отечественное. Оказывается, здесь многое продуманно и удобно. Внятная комбинация приборов, легко регулируемые наружные зеркала, логичные "крутилки" системы вентиляции и управления головным освещением. Все это выверено, подогнано и безупречно в работе. А главное - здесь почему-то не хочется ничего доделывать и дорегулировать. Вы либо принимаете этот автомобиль таким, каков он есть, либо отправляетесь дальше в поисках экземпляра посовременнее.
Конечно, и здесь водительскому сиденью недостает длины продольной регулировки, а его формы могли быть повыразительнее, да и кронштейн дополнительного стоп-сигнала смотрится грубо и инородно. Можно посетовать на нечеткий привод переключения коробки передач, но в остальном вполне добротно. На заднем сиденье все очень похоже на "десятку": малы зазоры по коленям и по высоте. Компромисс найти, конечно, можно, но продолжительное пребывание сзади радости не вызовет. Багажник восхищает размерами, однако, в отличие от "десятки", никаких трансформаций задней спинки "Нексия" не предлагает.
"ХЁНДЭ-АКЦЕНТ"
А вот этот, пожалуй, посовременнее и поинтереснее на фоне остальных. И не беда, что в недорогой "таксистской" комплектации стекла лишены даже минимальной тонировки, а кругом господствует серый пластик - общая стильность выдержана.
Симпатичная передняя панель, простенькое, но удобное рулевое колесо, четкий механизм переключения передач, логичная комбинация приборов. Хороши и сиденья. Вроде бы самые обычные, они надежно принимают в свои объятия, подкупая широким диапазоном продольной регулировки. В общем, "Акцент" сразу вызывает куда больше симпатий, чем остальные. Совершенно неожиданно он оказывается еще и просторнее сзади. Без всяких скидок, здесь можно нормально усесться, не тыча коленями в спину сидящего спереди, и хотя крыша так же вплотную над головой, вдвоем сзади размещаешься очень даже недурно.
Багажное отделение, конечно, не может похвастать пропорциями конкурентов, однако оно продуманно и гармонично. К тому же, в отличие от "Нексии", здесь можно разложить спинку, превратив седан в небольшой грузовичок.
ПОЕХАЛИ!
То, что автомобиль новый, еще не "раскатанный", конечно, заметно. Тем не менее характер двигателя проявляется довольно четко. Вяловатый снизу мотор оживает к 3500 об/мин и далее крутится все увереннее - знай только подтыкай передачи. Правда, к 5500 об/мин интенсивность разгона заметно слабеет и к ограничителю шестнадцатиклапанник подбирается тяжело и натужно. Все равно - неплохо. И хотя динамика машины не изумляет, нельзя не отметить удобную резвость, особенно в трассовом (110-140 км/ч) режиме. На этих скоростях "десятка" летит, словно пришпоренный скакун, легко поддерживая заданный темп движения. Однако стоит стрелке тахометра упасть ниже 3000, как автомобиль сразу становится ленивым и тяжеловатым.
Грубоват он и по части вибронагруженности. Зудят подушка сиденья, рычаг коробки передач, рулевое колесо. Казалось бы, двигатель не досаждает шумом даже на средних оборотах, но все это с лихвой компенсируется вибрациями органов управления.
Вносят свою составляющую и подвески, весьма назойливо передавая на кузов потряхивания от мелких неровностей. Зато есть в их настройках истинно российская непобедимость - та, что позволяет не опасаться глубоких волн, ям, рытвин. Эти препятствия автомобиль проглатывает играючи, не давая ни на секунду усомниться в своих возможностях.
Об огрехах управляемости "десяток" написано немало. Наш подопечный не исключение: он надежен и устойчив на прямой, но в поворотах позволяет себе некоторые вольности. Тем не менее, на фоне не особенно изысканных в этом вопросе конкурентов наиболее остро чувствуется отсутствие усилителя рулевого управления. Пожалуй, именно он сгладил бы многие нюансы поведения машины, приблизив "десятку" к недорогим иномаркам. Увы, завод это, похоже, не очень заботит - покупают и так.
"ДЭУ-НЕКСИЯ"
С новым сердцем "Нексия" стала резвее - это очевидно. Однако не менее очевидно, что она сделалась и шумнее. Мотор слышен сразу, стоит слегка надавить педаль акселератора, - и далее в процессе разгона он доминирует над всеми остальными звуками. Конечно, здесь нет такого зуда, как в "десятке", но на уши двигатель давит крепко. По характеру он сродни вазовскому: спокойный до 3500 об/мин, затем оживляется, но почему-то недолго радует весельем - после 4500 об/мин темп раскрутки слабеет, словно кто-то придушивает мотор. Не лучший вариант, особенно в сочетании с растянутой трансмиссией, но приспособиться можно. Тем более, что на низах "Нексия" все же тяговитее. В итоге при спокойной размеренной езде "узбечка" удобнее, а вот на высоких скоростях наш "горячий седан" порезвее.
Позавидует "десятка" и поведению "Дэу" на мелких неровностях. Лишь незначительные пошлепывания шин на швах и стыках сопровождают процесс движения. Пожалуй, и в остальном автомобиль покомфортнее - по крайней мере, его подвески не столь упруго повторяют профиль дороги. И все же "десятка" вне конкуренции на высокой скорости. Там, где она словно летит над дорогой, у "Нексии" уже появляется резковатая вертикальная раскачка - не хватает энергоемкости.
Удобнее машина и в управлении. Нет, она не поражает целостностью откликов, собранностью, правильностью реакций - просто легко и надежно рулится, не преподнося водителю сюрпризов. И не беда, что в быстрых поворотах ей свойственны солидные крены кузова и некая задумчивость реакции на действие рулевым колесом - гидроусилитель вполне компенсирует подобные недостатки.
Как видим, в езде это совершенно обыденный, но довольно логичный автомобиль. Вот если бы моторчик был чуть порезвее, подвески построже, тогда... А пока "Нексия" - это просто аккуратно и правильно собранная "десятка".
"ХЁНДЭ-АКЦЕНТ"
Словно учтя недостатки конкурентов, "Хёндэ" сразу завоевывает симпатии удобной тяговитостью во всем диапазоне оборотов. Вроде бы ничего необычного, сверхъестественного, но автомобиль на V передаче едет уже с 1000 об/мин - сначала недовольно урча, а затем все увереннее и быстрее. Более того, к четырем тысячам двигатель находит силы на небольшой подхватик и далее надежно крутится вплоть до срабатывания ограничителя. Столь широкий, на фоне остальных, рабочий диапазон придает автомобилю не только легкость разгона, но даже некоторую игривость. Здесь уже не надо приспосабливаться к особенностям характера - знай дави на акселератор, и машина вывезет, даже если не успел вовремя переключить передачи. При этом "Акцент" не утомляет шумностью. Двигатель, конечно, хорошо слышен уже с 3500 об/мин, но знай себе поет, не перегружая барабанные перепонки. Неплохо! Но ведь должна же где-то быть ложка дегтя. Похоже, ее роль отведена подвескам. Комфортные на мелких неровностях, они очень быстро сдаются на длинных волнах, порождая интенсивную раскачку кузова, бороться с которой "Акцент", увы, не в состоянии. Приходится снижать темп, иначе, взбрыкивая, машина еще и рыскает на дороге. Естественно, все это сказывается на управляемости. И хотя автомобиль легко дает фору остальным по точности и быстроте реакций, его подвесочная слабина чувствуется в быстрых поворотах, мешая нормальному управлению. Весьма досадный недостаток для удобного и практичного авто.
ВОЗРАСТ - ПОМЕХА?
Если вспомнить об основной идее теста - сравнить качества шестнадцатиклапанных моторов, без сомнения, в лидерах окажется " Хёндэ Акцент". Его двигатель самый правильный и логичный, по крайней мере, в нашей тройке. Ни " Дэу Нексия", ни VAZ 21103 не могут похвастаться подобной гибкостью и удобством характеристик. Они еще долго будут препираться друг с другом, доказывая кто из них самый-самый. При общей схожести характеров "десятка", несомненно, быстрее, но и старый конь борозды не портит, будучи эластичнее и удобнее в отдельных номинациях. Спор этот легко разрешается в пользу "Нексии", если на чаши весов положить качество, добротность изготовления. Всему этому исконно отечественное авто способно противопоставить лишь неплохие тормоза - они лучше, чем у соперников. Ну, а коль мы коснулись остального, то не грех напомнить, что и у лидера имеются определенные недостатки по ходовой части. Получается, что недорогих машин без огрехов не бывает: одна берет ценой, другая - добротностью, ну а третья - яркостью отдельных свойств.
На первый взгляд, чем не конкурент недорогим иномаркам? Симпатичные велюровые обивки, удобные шкалы приборов, маршрутный компьютер, кондиционер. Однако баранка тонка и грубовата, на заднем сиденье тесно, да и качество "на троечку".
Крепление дополнительного стоп-сигнала выглядит грубо и инородно в аккуратном интерьере "Нексии".
Возраст не скроешь косметическим макияжем, пусть даже он дополнен 16-клапанным двигателем. Тем не менее все сделано добротно, к качеству не придерешься. Серьезный недостаток лишь один: сзади тесно, да и спинка не раскладывается.
Интерьер "Акцента" современен и гармоничен. Конечно, многовато недорогого серого пластика, зато и сидеть удобно, и комбинация приборов читается неплохо, и на заднем сиденье достаточно просторно.
РЕЗЮМЕ
+ Гармоничный, современный интерьер, удобное размещение водителя и пассажиров. Гибкий, резвый двигатель.
- Плохо адаптированные к российским дорогам подвески. Посредственные тормоза.
+ Комфортные подвески, вместительный багажник, добротный интерьер.
- Шумный двигатель, посредственные тормоза.
+ Энергоемкие подвески, хорошие на фоне остальных тормоза, удобный, трансформируемый багажник.
- Высокий уровень вибронагруженности, неважное качество сборки и комплектующих.