Рожденный ездить летает тоже

РОЖДЕННЫЙ ЕЗДИТЬ ЛЕТАЕТ ТОЖЕ

ТЕХНИКА

удивительное - рядом

ДЕСАНТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

РОЖДЕННЫЙ ЕЗДИТЬ ЛЕТАЕТ ТОЖЕ

АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ. ФОТО: МЧС, SVEN DE BEVERE, HAPAG LLOYD, BRITISH ARMY, USAF

ИГРЫ ЭКСТРЕМАЛОВ

Экзотические конструкции самолето-автомобилей, у которых, помимо колес, есть крылья, существуют пока в опытных образцах да на экранах шпионских фильмов (см. ЗР, 1997, № 12). Но, оказывается, и обычные автомобили иногда летают и не только низко-низко.

С недавних пор в США вошел в моду новый вид экстремального развлечения - затяжной прыжок в автомобиле. Заплатив около 15 тыс. долларов и подписав бумагу об отсутствии претензий в случае неудачи, вы можете надеть парашют и подняться в воздух в старенькой машине. Когда облака окажутся внизу, откроется люк самолета и авто отправится в последний полет. Говорят, это похоже на сон: полная тишина, вращающийся пейзаж за окном... Важно только вовремя покинуть автомобиль и дернуть за спасительное кольцо. Считают, что прыгнуть так не более опасно, чем ринуться вниз с небоскреба. Высокая цена "билета" позволяет организаторам арендовать транспортный С5А "Геркулес" и получить неплохую прибыль.

Впрочем, есть и другие развлечения. Например, сброс автомобиля на парашюте с вертолета, зависшего в 275 м над землей. Пилоты соревнуются в меткости: нужно попасть как можно ближе к центру "мишени" на земле. Это не так просто: купол парашюта не строго симметричен, да и полный штиль бывает редко.

КАМАЗ - В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, "ФЕРРАРИ" - В БИЗНЕС-КЛАСС

Воздушный транспорт приходит на помощь, когда нужно быстро доставить автомобиль в отдаленный или недоступный по суше район. Если расстояние невелико, чаще всего используют вертолеты, к которым автомобиль подвешивают на прочном тросе. Летят с таким грузом медленно, чтобы не попасть в режим неконтролируемой раскачки. Перелет с машиной под "пузом" давно отработали военные для пересечения, скажем, минных полей противника.

В мирных целях автомобили чаще путешествуют во чреве тяжелых транспортных самолетов. Сегодня их грузоподъемность и габариты практически не накладывают ограничений: через широко распахнутый люк внутрь фюзеляжа запросто въедет даже большой грузовик. И притом не один: ведь полезная нагрузка лайнера достигает 80 тонн. Так доставляют гуманитарную помощь в отдаленные районы, где есть подходящий аэродром. Или бронированные лимузины глав государств в загранкомандировку. Удовольствие, конечно, не из дешевых: ведь расход топлива летающим грузовиком не идет ни в какое сравнение с суммарным аппетитом всех автомобилей, расположившихся в "фургоне".

В принципе покатать свой автомобиль в самолете может каждый, ну или почти каждый. Например, вы желаете провести отпуск на Канарах (во Франции, Тунисе, на Кипре...) за рулем своего любимого "Феррари". Тогда можно купить билет на двухпалубный аэробус А310 компании "Хапаг Ллойд", доплатив за перевозку любимого авто непосредственно под вашим креслом "всего-то" около 900 долларов. Для "авто-бизнескласса" предусмотрены специальный люк в фюзеляже и подъемник в аэропорту.

КУДА НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА...

...и где не приготовлена взлетно-посадочная полоса длиной в пару километров, тоже порой приходится доставлять четырехколесных помощников. В первую очередь такие операции привычны для воздушно-десантных войск. Однако с парашютами сбрасывают не только армейские машины, но и технику спасателей или ученых, исследующих, например, Арктику.

Казалось бы, что сложного - сбросить пару тонн груза под парашютом. Это далеко не так. "Прыжок" автомобиля по образу и подобию прыжка человека - выпасть из несущегося самолета, провалиться вниз и затем раскрыть парашют - здесь не проходит. Рывок в момент открытия купола столь силен, что парашют не выдерживает. По крайней мере, если не делать его массой около тонны и площадью под треть гектара.

Выход нашел еще в начале 30-х годов прошлого века талантливый конструктор Павел Игнатьевич Гроховский. Его "метод срыва" стал основой десантирования тяжелых грузов. Открыв люк в хвосте самолета, в поток воздуха выбрасывают уже готовый к раскрытию вытяжной парашют, выдергивающий платформу с автомобилем (танком, орудием и т. п.). Основной купол открывается под воздействием набегающего потока воздуха одновременно с началом проваливания груза вниз. Удар получается в десятки раз слабее.

ПЕРВЫЙ, ПОШЕЛ!

Давайте проследим за работой отечественной парашютной платформы П-7 завода "Универсал", предназначенной для десантирования грузов массой от 3750 до 9300 кг. Грузовики - от ГАЗ-66 до КамАЗов - как раз для нее. Кстати, раньше, в эпоху десантного АН-12, груз был лимитирован по высоте, поэтому выпускали специальные версии автомобилей с мягким тентом кабины и откидывающимся ветровым стеклом. Теперь размеры "салона" ИЛ-76 достаточны и для стандартной гражданской техники.

Прежде всего автомобиль нужно закрепить на платформе так, чтобы не повредить его подвеску при ударе в момент приземления. Реактивные тормозные двигатели применяют для более тяжелой бронетехники. Под раму грузовика подкладывают пенопластовые блоки, работающие в момент приземления параллельно штатной подвеске и исключающие ее повреждение. Кроме того, под полом платформы стоят воздушные амортизаторы, напоминающие мехи гармони в сжатом положении. Когда автомобиль "выпрыгнет" из самолета, эти мехи раскроются и наполнятся воздухом благодаря тяжелым пластинам, прикрепленным снизу. Потом они самортизируют удар точно так же, как это делают эйрбэги.

Но как синхронизировать выход автомобиля из десантного люка и работу купольной системы? Как ни странно, тут не нужна сложная электроника. Небольшой вытяжной парашют подвешен на верхней створке люка. Когда последний открывается, электромеханический замок по команде штурмана отпускает купол и тот попадает в воздушный поток. Рывок при раскрытии этого парашюта превышает предел прочности шпильки, с помощью которой платформу застопорили на рольганге грузового отсека. Автомобиль поехал к выходу. Стропы пока еще тянут за низ платформы и не могут вытащить основной купол.

Вот платформа наполовину вышла за край люка и начала наклоняться. При этом освобождается специальный рычаг, который через тягу отсоединяет замок тросов основного купола и вытяжного парашюта. Последний вытягивает главную систему из так называемой укладки. Все это происходит на высоте 500-2500 м при скорости 260-400 км/ч. Вот только площадка приземления должна иметь размеры не меньше 500х500 м, иначе есть риск промазать.

ТОЧНО В ЦЕЛЬ

А можно ли попасть на более узкий "пятачок"? Оказывается, это реально. Первый способ - довольно варварский, называемый американцами LAPES (Low Altitude Parachute Extraction System - система вытяжки парашютом на малой высоте). Используют только небольшой вытяжной парашютик, когда самолет летит на предельно низкой высоте (у нас - 5-7 м, в США пробовали от 1,5 м, но не всегда удачно, были и катастрофы). Платформа просто выдергивается назад и шлепается о землю. Ее горизонтальная скорость в этот миг составляет около 200 км/ч. Удивительно, но военная колесная техника обычно выдерживает такое обращение.

Второй способ можно назвать интеллигентным: тут не обошлось без спутников и компьютеров. Координаты точки приземления отслеживают с помощью системы навигации GPS, а компьютер управляет траекторией снижения. Он дает команду надуть стропы, которые при заполнении сжатым воздухом из специальных баллонов становятся толще и короче, напоминая этакие пневматические мускулы. Такая система стоит пока очень дорого, существуют лишь опытные образцы.

Говорят, десантирование бронетранспортеров с экипажами вполне безопасно для людей. Голубые береты, романтика! Но куда спокойней лететь в бизнес-классе, особенно если этажом ниже стоит любимый "Феррари".

Так автомобили отправляют в полет: 1 - рольганг; 2 - укладка основных парашютов; 3 - их вытяжной фал; 4 - вытяжной парашют; 5 - нижняя створка люка; 6 - замок платформы.

С корабля четырехколесных участников "Бури в пустыне"

переносили на поле боя вертолеты.

В "экономическом классе" путешествуют трейлеры...

...а в бизнес-классе - дорогие купе и кабриолеты.

Под "Хаммером", закрепленным на десантной платформе,

пенопластовые блоки, предохраняющие подвеску.

Порой авто просто "выбрасывают" из самолета.

Очень редко, но случается и такое...

С41 по плечу даже танки.

Управляемая парашютная система: 1 - надувные стропы-"мускулы"; 2 - блок управления; 3 - пневмоамортизаторы (имеются и на обычных десантных платформах).

Подпишитесь на «За рулем» в