Реальная защита... в условных единицах

РЕАЛЬНАЯ ЗАЩИТА... В УСЛОВНЫХ ЕДИНИЦАХ

МЕХАНИЧЕСКИЕ БЛОКИРАТОРЫ

Объясняешь, рассказываешь, ссылаешься на различные публикации - а в глазах видишь все тот же вопрос: "А хорошая-то из этих противоугонок какая?"

Народ привык доверять количественным оценкам: мол, четыре звездочки всегда лучше, чем две - что для отеля, что для коньяка... Лаборатория испытаний ГУ ЦСА ОПС ГУВО МВД располагает и такими сведениями - более того, профессионалы готовы поделиться ими со всеми желающими. Сегодня разговор пойдет о механических блокираторах.

Вообще специалисты выделяют четыре показателя эффективности подобных устройств. Сначала изучают конструкцию изделия, примененный материал, способ производства и т. п. Затем оценивают уровень инструмента, необходимый для "победы" - читай, для взлома такого замка. Отдельным пунктом рассматривается квалификация взломщика, требуемая для этой работы. А четвертый показатель затрагивает способ монтажа устройства на автомобиль - кстати, для разных моделей машин эти способы могут сильно отличаться друг от друга. Понятно, что увязать все эти показатели воедино совсем непросто - вот почему испытатели из МВД используют понятие "добротность". Ее измеряют в... условных единицах!

Цена, естественно, играет не последнюю роль при оценке "талантов" блокиратора, но упомянутые условные единицы сильно отличаются от банковских. Берется минимальное время, за которое можно вскрыть блокиратор, затем оно умножается на стоимость инструмента, применявшегося для вскрытия, и делится на стоимость самого блокиратора - все просто. Конечно, такой критерий нельзя назвать интегральным: он не учитывает ни удобство пользования, ни сложность монтажа - однако общее представление об изделии он, безусловно, дает. С формальной точки зрения размерность условной единицы соответствует минуте, однако понятно, что одним только секундомером ее не измерить. Да и не нужно забивать себе голову: чем выше добротность, тем лучше устройство - вот и все.

Блокираторы, о которых сегодня идет речь, представляют собой четыре группы изделий - в зависимости от того, что именно они блокируют. Первая группа "захватывает" рулевой вал автомобиля, вторая - самая "скромная" - предпочитает колесо, третья - самая многочисленная - не дает работать коробке передач, а четвертая "мешает" рулевым тягам и самой баранке. Всего испытано 23 механических блокиратора - результаты сведены в таблице.

Вне конкуренции оказались изделия первой группы. По среднему значению добротности такие блокираторы значительно опередили остальных - и это несмотря на ложку дегтя в виде откровенно провальной "мультилоковской" конструкции с самой низкой добротностью! Победа же достигнута в основном усилиями двух "гарантов" и "Викинга", имеющего, кстати, абсолютно лучший показатель. Почти все изделия группы владелец может установить на машину самостоятельно - с этим не согласны только изготовители "Дракона", рекомендующие пользоваться услугами сервисного центра.

"Серебряные" призеры отстали от "золотых" настолько же, насколько сами обогнали "бронзовых". Колесные блокираторы звезд с неба не хватали, но по совокупности свойств честно заняли второе место. Отметим их основной недостаток, оставшийся за кадром, - крайне неудобное пользование. Есть и плюс - такие изделия всегда "готовы к употреблению", не требуя специальных монтажных работ.

Блокираторы коробки передач на судьбу жаловаться не могут - за ними укрепился имидж чуть ли не самых "крутых". А зря - хвастаться им нечем: стоимость - высокая, угоностойкость - низкая. Лидером этой группы оказался тайваньский "Сентри", компенсирующий известные недостатки подобных устройств приемлемой ценой. В аутсайдерах - очередной "мультилок". Справедливости ради отметим, что "израильтянин" не имеет себе равных по удобству пользования: синтез электроники и механики не требует от водителя практически никаких лишних телодвижений. Добавим также, что такие устройства нуждаются в профессиональном монтаже на автомобиль.

Последними оказались три устройства, блокирующие разными способами рулевое управление (рулевой вал, естественно, не в счет - им заведовали устройства первой группы). Добротность таких блокираторов более чем на порядок уступает лидеру, а потому всерьез их рассматривать не стоит. Не спасает даже всемогущая поправка на дешевизну: некоторые из них дороже "гарантов" и "викингов"! Единственный их плюс - изделиям такого рода не нужна профессиональная установка на машину.

В ЗР, 2003, № 6 приводилась классификация инструмента, применяемого при вскрытии подобных блокираторов. Вкратце напоминаем: он условно делится на три категории, высшая - 3-я, низшая - 1-я. Инструмент 1-й категории - это привычные всем отвертки, гаечные ключи и гвоздодеры. Инструмент 2-й категории включает электродрели, отрезные машинки, профессиональные наборы для обслуживания сейфов, отмычки и др. А инструмент 3-й категории - это универсальные отмычки и манипуляторы, волоконные оптические приборы, химические составы и пироэлементы - разработка и изготовление подобных аксессуаров ведется по спецзаказам в единичных экземплярах. Но это - высший пилотаж для более "крутых" изделий: из таблицы же следует, что все перечисленные блокираторы можно одолеть с помощью инструмента 1-й и 2-й категорий, а самые неудачные из них - с помощью одной только 1-й, например молотка...

Отметим, что самыми... интернациональными, что ли, являются блокираторы третьей группы - изготовители ориентируют их чуть ли не на все автомобили как отечественного, так и зарубежного производства. Из лидеров самым "всеядным" является тольяттинский "Гарант" - помимо своих земляков он сотрудничает с "москвичами", "волгами", "дэу", а также с "мерсами" и "фольксвагенами". Остальные блокираторы в основном предназначены исключительно для вазовских автомобилей.

Тем, кому не хочется изучать публикуемую таблицу, предлагаем взглянуть на рисунок. Приведенная гистограмма отражает показатели добротности как в среднем по группам, так и отдельно взятых лидеров. Пользоваться этими данными совсем просто - чем больше столь любимых нами "у. е.", тем, естественно, лучше. Да и разница между группами весьма наглядна.

Отдельная тема разговора - удобство пользования блокираторами. Высшую оценку здесь заслужил "мультилок" модели "57", из "хорошистов" выделим его соотечественников моделей "45", "50", "50 MUP", "52" и "53", а также "Дефенд-Лок", "Дракон", "Краббе", "Сентри" и "Зубр". Чуть менее удобны все блокираторы рулевого вала, а также "коробочных дел мастер" "БЛЭК-1" и аутсайдеры - "Солекс" и "Автолок". К неудобным отнесем "БЛЭК-5", а к самым неудобным - "Акулу" и "Бульдога". Зато оба последних представителя "фауны" вообще не нуждаются в предварительных монтажных работах - то же относится к "Солексу" и "Автолоку". Обязательного профессионального монтажа требуют все "коробочники", кроме "БЛЭК-1", а также защищающий рулевой вал "Дракон". Все остальные изделия рассчитаны на монтаж силами владельца автомобиля.

Что еще? Стоит отметить, что у блокираторов коробки передач время взлома на практике часто зависит от марки конкретного автомобиля, а также от способа монтажа. Напомним также, что наличие в блокираторе отменной замковой части отнюдь не является гарантией высокой оценки изделия в целом. Так, все проверенные "мультилоки" хоть и обладают замками с очень высокой криптостойкостью, но в итоге оказались в отстающих. Напротив - тот же "Бульдог", оснащенный примитивным замком, по совокупности свойств сравнялся с "Сентри", чья "взломоустойчивость" отмечена экспертами как высокая.

Итог испытаний был предсказуем - сегодня блокираторы рулевого вала в категории "механика" действительно не имеют себе равных. Впрочем, каждый решит для себя сам, соглашаться ему с профессионалами или нет. Их дело - посоветовать...

Подпишитесь на «За рулем» в