Как создать пробку
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
полезное действие
КАК СОЗДАТЬ ПРОБКУ
АНДРЕЙ БОЙКО, ИРИНА РОМАНЧЕВА.
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ, ГЕОРГИЙ САДКОВ, АНДРЕЙ БОЙКО
Крупные города, особенно мегаполисы, подобные Москве, страдают от дорожных пробок. У нас причин тому, может, больше, чем где бы то ни было: плохие дороги, скверная организация движения, поношенные автомобили, не говоря уже о бесконечных авариях, ремонтах на дорогах. Но здесь пойдет речь о другом - о том, что можно назвать нашим печальным российским эксклюзивом, особенно опасно проявляющим себя в столице и в Санкт-Петербурге. Это отсутствие парковок там, где они жизненно необходимы и где они во всем мире обязательны: возле крупных торговых центров, культурно-развлекательных объектов, офисов крупных фирм и т. д., и т. п. Если присовокупить к этому наплевательское отношение многих водителей к Правилам дорожного движения вообще и к знаку "Стоянка запрещена" в частности, то проблема порой перерастает в настоящее бедствие для тех, чей путь пролегает мимо таких "беспарковочных" монстров. Брошенные тут сотни автомобилей превращают прилегающий участок дороги в узкое горлышко, где ежедневно возникают длиннющие пробки. Автомобилисты прекрасно знают такие места и проклинают их. В столице это гигантский торговый центр "Атриум" на Садовом кольце, торгово-развлекательный центр "Кони-Айленд" на Профсоюзной улице, выставочный центр у Речного вокзала, вещевой рынок у метро "Войковская", не говоря уже о рынках и супермаркетах на Московской кольцевой. Всего не перечислишь.
Объяснить, почему так происходит, вроде бы просто: и пивные ларьки, и многоэтажные гипермаркеты на широких российских просторах "возводят" по строительным нормам и правилам (СНиПам), принятым лет 15-20 тому назад. Кто мог предположить тогда, что однажды в одной только Москве число автомобилей перевалит отметку 2,5 млн., а рестораны, супермаркеты и бизнес-центры будут расти вдоль улиц, как грибы после дождя. Подсчитывать, сколько машин должна вмещать в себя стоянка возле районного универмага, когда владельцами авто были немногие счастливчики, согласитесь, смешно. Не смешно теперь, когда все в корне изменилось, а СНиПы остались прежними.
Правительство субъектов федерации, в первую очередь той же Москвы, всерьез встревожено ситуацией. В своих постановлениях и распоряжениях оно обязывает владельцев различных супер-, гипермаркетов и им подобных иметь рядом с магазином стоянку. Но много ли мы видим таких стоянок у плодящихся новостроек? Недобросовестные застройщики хитро обходят указания. Могут возвести объект, а потом заявить, что на парковку... не хватило места. В центре города или возле какой-нибудь оживленной трассы, где обычно и появляются огромные магазины и развлекательные центры, в самом деле найти свободный участок под стоянку практически невозможно. Те, кто построил объект раньше, утверждают, что на парковку у них нет денег. Обязать их перестроить здание или обзавестись паркингом никто не вправе: федеральные строительные нормы не нарушены, так что любой суд такие требования признает незаконными.
Да и кто по доброй воле захочет тратить деньги на стоянку. Дело это весьма затратное: парковка бесплатная, дохода не приносит, для ее охраны надо еще и людей нанимать. А народ у нас непривередливый. Если на Западе супермаркет без собственной стоянки будут объезжать за несколько кварталов, то мы и вдоль тротуара спокойно припаркуемся. Можем даже в два-три ряда - от нас не убудет. Понятно, что солидный магазин, ресторан или развлекательный центр не может себе такого позволить. Но многие ли у нас гонятся за такой "солидностью"? Разве что иностранные пришельцы вроде "Ашана", "Рамстора", "Икеи", "Метро". Для них имидж многое значит. Да и отстраивая свои магазины, они ориентируются не столько на российские СНиПы, сколько на "ненашенский" опыт, где магазин немыслим без парковки.
Так что же, положение безвыходное? За советом мы обратились к авторитетным лицам.
Что к этому добавить? Как можно скорее пересмотреть СНиПы. Это Госстрою РФ следовало сделать уже давно. Так что просим сотрудников сего уважаемого органа считать эту публикацию официальным обращением от имени автомобилистов. Этот шаг может оперативно повлиять на новое строительство. Что касается отстроенных и успешно функционирующих, несмотря на отсутствие парковок, торговых и бизнес-центров, ресторанов и кафе, тут мы видим такой выход: предоставить местным законодательным органам право на экономическое принуждение - штрафы, лишение налоговых льгот для инвесторов и т. д., и т. д. Пусть изыскивают возможности для организации цивилизованных парковок.
P. S. Эту, казалось бы, чисто "столичную" тему на страницах нашего общероссийского журнала мы затронули не случайно. Страна живет и развивается, и те проблемы, которые сегодня актуальны лишь для Москвы и Петербурга, становятся насущными и для других городов. Крупные торговые и развлекательные комплексы все чаще возникают вдали от столиц, где инвесторы тоже не очень горят желанием разоряться на парковки. Давно известно: чем дальше от кремлевских стен, тем реже работает закон. А у нас и закона-то нет...
Чистопрудный бульвар. Кто-то смотрит кино, остальные "отдыхают" в пробке.
Ленинградское шоссе. Шубки и дубленки на "Войковской", пробка.
Строительная ярмарка. Парковки нет.
Пушкинская площадь. Парковка возле магазинов и кафе. Пробка неизбежна.
МКАД. Пять рядов - скорость 20 км/ч.
Часовая улица.
Постоянный затор из-за рынка.
Единственное
расширение возле крупного супермаркета на МКАД. Проезд
нормальный.
ВИКТОР КИРЬЯНОВ,
начальник Главного управления ГИБДД МВД РФ:
- Должна быть единая система организации дорожного движения, силами одних инспекторов ДПС мы ничего не сделаем. Пропускную способность улиц можно увеличивать разными путями, и главный - самый простой из них - ликвидировать стихийные парковки у обочин. Потому что в Москве машины уже стоят в два ряда. Административные меры воздействия на водителей ничтожны. Надо ужесточить меру наказания, но главное - создавать нормальные условия для парковки. Человек подъехал к банку, ресторану, кинотеатру, а остановиться негде. Хозяева здания, проектировщики, местные власти - все вместе должны позаботиться о том, чтобы не заставлять водителя нарушить Правила. Обязательным условием открытия общественного здания должно быть наличие парковки - под землей, во дворе, на крыше - и на столько мест, сколько потребуется для нормальной работы этого учреждения. К сожалению, с нами эти вопросы не согласовывают.
МИХАИЛ
МОСКВИН-ТАРХАНОВ,
депутат Московской городской думы, сопредседатель Комиссии по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы:
- Закона, обязывающего владельцев торгового комплекса возводить рядом с магазином еще и стоянку, нет. Есть только нормы, которые должны выполняться при любом строительстве. Существует немало различных нормативных актов - распоряжений, постановлений, инструкций и т. п., которые регулируют и обязательное строительство паркингов рядом с крупными торговыми комплексами. Последние два года столичные власти строго следят за их исполнением. Но, как мы видим, положения это не спасает - возле множества супермаркетов
парковок нет. И вряд ли они здесь когда-нибудь появятся. Посетители вынуждены оставлять свои автомобили где придется, из-за этого регулярно образуются огромные пробки. Закона, который бы обязывал владельца подобного магазина выстроить рядом, допустим, кассетный гараж, не существует. А по собственной воле тратить деньги на организацию парковки хозяин торгового центра, естественно, не будет. Или посмотрите, что творится возле офисов в центре города: под стоянку для автомобилей сотрудников зачастую перегораживают целые улицы! Я считаю, необходимо запретить парковаться на улицах в центре столицы. И выработать комплекс административных мер воздействия на тех господ, которые считают, что пробки возле их заведений - проблемы водителей.