Непотопляемый "вильямс"
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Стадион
НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ "ВИЛЬЯМС"
СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: ДПК И DPPI
Весной, в середине апреля, Хуан-Пабло Монтоя не выдержал и обратился с призывом к коллегам по команде: "Ребята, друзья! Я знаю, все мы работаем по шестнадцать часов в сутки. У нас прекрасная быстрая машина. Но этого все равно не хватает для побед. Причем не хватает всего чуть-чуть, признайтесь, это ощущает каждый из нас. Давайте же работать по семнадцать часов, сделаем усилие, рывок, удвоим старания!".
Теперь, когда "Вильямс" начал выигрывать одну гонку за другой, никто и не вспоминает эмоциональный порыв темпераментного колумбийца. Кажется, команда "Железного Фрэнка" сама "созрела": и моторы БМВ перестали капризничать, и болид великолепно держит дорогу. Понятно, это плод работы сотен людей. Но если даже десяток из них внял словам Хуана-Пабло и в личном порядке "удвоил усилия", это вполне могло внести какие-то коррективы в ход чемпионата.
Сколько же сюрпризов таит нынешний сезон? Впрочем, взлет "Вильямса" к сюрпризам вряд ли отнесешь. Это, скорее, логичное завершение периода, называемого "спад". Вспомним, как жалко выглядела английская команда всего четыре года назад: лишенная мощного мотора и талантливого конструктора Эдриана Ньюи (перешел в "Мак-Ларен"), завершила чемпионат-1999 на пятом месте. "Это было вынужденное отступление, - объясняет технический директор Патрик Хед. - Мы тогда вели активные переговоры с БМВ и потому никак не могли прибегнуть к чьим-либо еще услугам. Это могло отпугнуть сильного и перспективного партнера".
"Желанный партнер", кстати, в этом году повел себя подобающе. Настала пора продлевать контракт о поставке моторов, и руководство БМВ намекнуло: если "Вильямс" не начнет, наконец, побеждать, возможно, для сверхмощных двигателей придется подыскать другое шасси. Хороших команд, мол, много, не следует замыкаться на одной. Сейчас волнения позади: БМВ и "Вильямс" полюбовно узаконили свой союз еще на три года.
Если внимательно изучить прошлое, то в истории "Вильямса" найдешь немало страниц о вероломных союзниках. "Рено", чьи двигатели были непобедимы, непредсказуемо ушел после очередного победного сезона. Спустя год "Вильямс" первый из команд-лидеров остался (и до сих пор!) без табачного спонсора. Переход Ньюи в "Мак-Ларен" мы уже упомянули, добавим лишь, что он построил там машины, дважды привезшие Мику Хаккинена к чемпионскому титулу. Самый последний, чувствительный удар "Вильямс" пережил нынешней зимой: BAR переманила (иначе не скажешь) ведущего специалиста по аэродинамике. Учтем, что за плечами "Вильямса" не стоит автомобильный гигант, как ФИАТ у "Феррари", или миллиардер, как Мансур Ойех у "Мак-Ларена".
Непотопляемый "Вильямс"! Фрэнка Вильямса, прикованного к инвалидной коляске после страшной автокатастрофы, прозвали "Железным" за невероятную волю и любовь к жизни. Впору добавить еще и несгибаемость созданной им команды. Времена, правда, меняются, и она сегодня построена совсем не так, как в 1978-м, когда впервые вышла на арену. Формально должность Фрэнка называется "владелец команды". За ним, как говорится, общее руководство, переговоры, саммиты, кадровая политика. Кстати, команда уже не целиком его - часть акций выкупила БМВ, для большей уверенности в завтрашнем дне. Всей технической частью заведует Патрик Хед. Когда-то он строил машины сам, а теперь лишь присматривает за главным конструктором Гэвином Фишером. Кто-то отвечает за общение с прессой, кто-то соблазняет спонсоров, кто-то планирует путешествия огромного хозяйства по всей планете.
Пара пилотов, выступающих сейчас за "Вильямс", - одна из самых приметных в истории. Возможно, в будущем станем сравнивать ее с другой - "Прост-Сенна". Но пока будем с интересом следить за ней. "Мак-Ларен" из года в год декларирует равенство своих гонщиков: "У нас нет разделения на первого и второго, такова традиция". На деле все иначе. В "Вильямсе" же Монтоя и Ральф Шумахер оба - первые пилоты совершенно реально. Немец не желает уступать пальму первенства на правах старожила, он пришел в "Вильямс" раньше и не раз приезжал на подиум, когда еще "Хуан пешком под стол ходил". Кроме того, он на три месяца старше и имеет "неприкасаемого" брата Михаэля. А колумбиец сам по себе рожден для побед и, будучи сыном миллионера, чемпионом формулы 3000 и американской серии CART, "вторым номером" работать не умеет.
Из-за больших и, заметим, не беспочвенных амбиций (они и в самом деле выдающиеся пилоты!) у Хуана и Ральфа "исторически" напряженные отношения. Вплоть до взаимных обвинений и ругани в боксах. Диву даешься, как они не схлестываются страстями непосредственно на трассе! И вот этот взрывоопасный дуэт Фрэнк Вильямс и Патрик Хед умудряются держать в руках уже несколько лет. Лишь однажды понадобилось их приструнить: "Если открытая вражда не прекратится, от одного из вас придется избавиться".
Острый конфликт утих, но стрелы все равно продолжают лететь в обе стороны. Монтоя обвинил Шумахера в пассивности, когда тот на Гран-при Канады даже не попытался обогнать заметно потерявшего скорость брата. Ральф невозмутимо парировал: "Надо же, нашего чемпиона развернуло в простом повороте, когда он уверенно лидировал..." После этой перепалки пилоты "Вильямса" начали побеждать: две гонки остались за Шумахером, одна - за Монтоей. И возможно, секрет нынешнего успеха "Вильямса" кроется не в "удвоенных усилиях", а в личных качествах и отношениях гонщиков. Хотя, конечно, к победам их все-таки везет великолепная машина.
Жизнь изрядно потрепала "Железного Фрэнка", но он по-прежнему у руля.
Столкновения между Ральфом и Хуаном носят случайный характер, "вендетты" пилоты избегают.
Ральф - прагматик, расчетливый и стабильный пилот.
Монтоя, несмотря на то что едет агрессивно, крайне редко ошибается.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ
4 АВГУСТА, ХОККЕНХАЙМ
67 КРУГОВ ПО 4574 М
1. Х.-П. МОНТОЯ (Колумбия, "Вильямс-БМВ") - 1:28.48,769;
2. Д. КУЛТАРД (Великобритания, "Мак-Ларен-Мерседес") - 1.05,4;
3. Я. ТРУЛЛИ (Италия, "Рено") - 1.09,0;
4. Ф. АЛОНСО (Испания, "Рено") - 1.09,3;
5. О. ПАНИС (Франция, "Тойота") - 1 круг;
6. К. ДА МАТТА (Бразилия, "Тойота") - 1 круг;
7. М. ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 1 круг;
8. Дж. БАТТОН (Великобритания, "BAR-Хонда") - 1 круг.
ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ
25 АВГУСТА, БУДАПЕШТ
70 КРУГОВ ПО 4384 М
1. Ф. АЛОНСО (Испания, "Рено") - 1:39.01,460;
2. К. РАЙККОНЕН (Финляндия, "Мак-Ларен-Мерседес") - 16,7;
3. Х.-П. МОНТОЯ (Колумбия, "Вильямс-БМВ") - 34,5;
4. Р. ШУМАХЕР (Германия, "Вильямс-БМВ") - 35,6;
5. Д. КУЛТАРД (Великобритания, "Мак-Ларен-Мерседес") - 56,5;
6. М. УЭББЕР (Австралия, "Ягуар-Форд") - 1.12,6;
7. Я. ТРУЛЛИ (Италия, "Рено") - 1 круг;
8. М. ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 1 круг.
После 13 этапов
Пилоты: 1. М. ШУМАХЕР - 72;
2, Х.-П. МОНТОЯ - 71;
3. К. РАЙККОНЕН - 70;
4. Р. ШУМАХЕР - 58;
5. Ф. АЛОНСО - 54;
6. Р. БАРРИКЕЛЛО - 49.
Команды: 1. "ВИЛЬЯМС" - 129;
2. "ФЕРРАРИ" - 121;
3. "МАК-ЛАРЕН" - 115;
4. "РЕНО" - 78;
5-6. BAR, "ЯГУАР" - по 15.