Кум королю

КУМ КОРОЛЮ

"ШЕВРОЛЕ-НИВА" С ДВИГАТЕЛЕМ "ОПЕЛЬ"

В СП "GM-АвтоВАЗ" завершают разработку новой версии этого автомобиля с иностранным двигателем и измененной трансмиссией. Богато оснащенный вездеход, ориентированный на западноевропейский рынок, планируют выпускать параллельно с уже существующей моделью.

В проекте участвуют такие зарубежные фирмы, как "Опель", FGP (силовой агрегат), Aisin (коробка передач), Lotus (калибровка двигателя), Bosch (АБС) и Delphi (кондиционер). Концепцию новой версии отрабатывали в СП и Научно-техническом центре АвтоВАЗа. Специалисты НТЦ вели расчеты и вносили конструктивные изменения.

Серийного автомобиля пока не существует. Есть прототипы для испытаний и доводочных работ. С одним из них удалось познакомиться поближе.

ЗАВОДНОЙ МЕХАНИЗМ

Одно из главных отличий обновленной машины - 16-клапанный "опелевский" мотор Z18ХЕ семейства FAM-1 рабочим объемом 1,8 л. Этот 125-сильный двигатель позволит "Ниве" набирать сотню за 12 с и достигать скорости 170 км/ч.

Изначально агрегат предназначался для "Опеля-Астра" - переднеприводного автомобиля с поперечно расположенным двигателем. Мотор - довольно короткий - увы, нескромен в ширину, из-за чего возникли сложности при размещении в моторном отсеке. Многое потребовалось переделывать и подгонять.

Пришлось, например, немало повозиться с точками крепления подвески силового агрегата - они у импортного мотора расположены несимметрично. Сделали оригинальный поддон картера, поскольку штатный не стыковался с редуктором переднего моста. Учли и специфические условия эксплуатации вседорожника. В частности, изменили конструкцию заборника маслонасоса и предусмотрели специальный колодец, обеспечивающий запас масла при значительных кренах автомобиля.

Радиатор системы охлаждения - с увеличенной теплоотдачей, а патрубки, шланги и расширительный бачок более термостойкие. Ведь "опелевский" мотор штатно "греется" до 125 градусов! Усовершенствовали и систему питания. Бак не тронули, а вот обратный слив бензина организовали прямо в топливном насосе. Обратной магистрали здесь не требуется, что позволило сократить количество бензопроводов почти вдвое. Более мощный двигатель потребовал новую систему выпуска - она от фирмы "Теннеко".

Среди навесного оборудования, кроме привычных генератора и насоса гидроусилителя, есть еще и компрессор кондиционера, ведь последний включен в штатную комплектацию. Еще одна особенность - выпускной "кат-коллектор" со встроенным катализатором. Только с ним возможно выполнить нормы токсичности Евро III и Евро IV.

Родное сцепление от легковой "Астры" не подошло - вездеходу необходим иной запас прочности. Поставили побольше, диаметром 228 мм (против обычных 205 мм) - от "Омеги". Привод остался гидравлическим, правда, традиционный выжимной подшипник уступил место современной конструкции - с центральным расположением цилиндра в картере сцепления, тоже от "Опеля".

Коробка передач - японской фирмы Aisin. Этот агрегат встречается и на "тойотах", и на "сузуки". Чтобы рычаг управления попал в требуемое место - под руку водителю, механизм переключения передач пришлось создавать практически заново.

К коробке передач жестко (!) пристыкована "раздатка". Выгода нового конструктивного решения очевидна. Теперь силовой агрегат - единое целое, объединяющее двигатель, коробку передач и "раздатку". Исчез источник вибраций, которые возникали в "Ниве" из-за разобщенности этих элементов. Раздаточная коробка размещается в своем, оригинальном корпусе, хотя и создана на базе "нивовской". Принципиальные отличия: все шестерни с профилем зуба, оптимизированным по шуму; измененные передаточные отношения, согласующие трансмиссию с характеристикой двигателя. Верхний ряд стал чуть "длиннее", а нижний - наоборот, немного "короче". Управляется раздаточная коробка, как и на выпускаемом сегодня автомобиле, одним рычагом. Ведь " Шевроле Нива" даже в европейском исполнении сохранила постоянный полный привод.

Смещение раздаточной коробки вперед (теперь нет промежуточного вала) вызвало "разунификацию" карданных валов. Одинаковыми они остались лишь на "Шеви-Ниве" с вазовским двигателем. В европейской версии задний карданный вал стал ощутимо длиннее. А передний укоротился и заметно "похудел". Внешне он очень напоминает привод колеса "Самары". Тем более, что здесь вместо крестовин используются ШРУСы. Шарниры заднего карданного вала пока остались прежними, но, возможно, в серии детали унифицируют.

Мосты не тронули. Передаточное отношение главных пар прежнее - 3,9:1. Изменились лишь сапуны. Вместо традиционных колпачков (так же как и в коробках) установили вентиляционные шланги и вывели их в лонжероны кузова. Теперь вода не сможет попасть в картеры агрегатов, даже если автомобиль надолго задержится в глубокой луже.

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

С увеличением скорости понадобились более мощные тормоза. Впереди установили вентилируемые тормозные диски, увеличили главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель. Еще одна новинка - антиблокировочная система тормозов. За основу взяли систему АБС-5.3 - ту же, что и для вазовских "десяток". Не осталась без внимания подвеска. Характеристики пружин и амортизаторов оптимизированы под изменившиеся весовые данные автомобиля и иные скорости движения.

Серьезно доработали кузов. Теперь он унифицирован для установки любого двигателя. Особое внимание пассивной безопасности. В итоге на кузове появилось около полутора десятков дополнительных элементов, усиливающих его в необходимых местах. А в списке обязательного оборудования две подушки безопасности. Результаты контрольного удара, проведенного в лаборатории ударного комплекса НТЦ, превзошли все ожидания: " Шевроле Нива" в новом исполнении способна получить три звезды по методике ЕвроNCAP, причем с запасом!

Для справки: у зарубежных малых вседорожников звезд столько же. Например, "Ленд-Ровер Фрилендер" и " Mitsubishi Pajero Pinin/">Мицубиси Паджеро Пинин" в 2003-м получили по три звезды, у "Ниссана X-Трейл" и "Хонды CR-V" их четыре.

Еще в обновленной машине будут передние сиденья от "Опеля-Астра" с регулировкой по высоте. А на колесные арки навесят пластиковые накладки и подкрылки.

Выпуск европейской версии "Шевроле-Нивы" запланирован на 2004 год. Говорят, эта модификация будет продаваться и в России. Поэтому тем, кому новый вариант "Шеви-Нивы" пришелся по душе, остается только дождаться его производства и... объявления цены.

Те же ручки управляют иными агрегатами.

Вал привода переднего моста уже не карданный. На обоих концах - ШРУСы.

"Опелевский" мотор в непривычном положении - вдоль.

Среди навесных агрегатов пополнение - компрессор кондиционера.

Доработанные тормоза: вместо "колдуна" - датчики АБС.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Chevrolet Niva (20)

— Плохой автомобиль, не советую.
Chevrolet Niva  2005
/ срок владения: 6 месяцев - 1 год
Достоинства:
по сравнению с обычной Нивой -только еще 2 двери
Недостатки:
двигатель не тянет такую тяжелую конструкцию, багажника нет, самый ненадежный и прожорливый ВАЗ
Комментарий:
дастер значительно лучше
-35