Цена незаурядности
Что бы там ни говорили оптимисты, с развитием техники жизнь проще не становится. Особенно у тех, кто создает новые автомобили. Нынче каждый уважающий себя производитель стремится в сегмент "премиум", где выше не только цены, но и требования покупателей. Делать машины "для всех" в Европе, похоже, стало невыгодно.
"Вольво" тем более не может позволить себе заурядности. Семейство S40 при программе выпуска 70 тыс. штук в год должно занять строго определенную нишу, слегка потеснить конкурентов и завоевать симпатии новых покупателей. Лояльный марке клиент гораздо выгоднее того, кто, отъездив пару-тройку лет на "Вольво", переметнется к конкуренту. А поскольку новый S40 нацелен на самую молодую и активную часть заказчиков, он просто обязан убедить их в актуальности шведских ценностей. Но пока "Вольво" показывает только предсерийные машины - доводка еще не закончена.
МЕНЬШЕ, НО ПРОСТОРНЕЕ
Идея " Volvo S40" достаточно проста - компактный автомобиль с динамичной внешностью, не уступающий в комфорте более крупным S60 и S80, но более доступный и нацеленный на удовольствие от вождения. Что значит компактный? " Volvo S40" на 350 мм короче флагманского S80, более того - на 48 мм короче предшественника. Однако рано утверждать, что новый S40 стал меньше. Колесная база машины выросла на 78 мм, колея в среднем на 60, ширина на 54, а высота на 44 мм. Так что по внутренним размерам он значительно превосходит машину, которую сменяет. И спереди, и сзади достаточно места для человека заметно выше среднего роста, единственное ограничение - двоим по метру девяносто не следует садиться друг за другом, еще более рослым стоит выбирать комплектацию без люка.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Стремление сохранить жизнь пассажиров всегда было сильной чертой "Вольво". Но обеспечить в компактном автомобиле защиту как в большой машине очень сложно - слишком малы зоны деформации. Чтобы эффективно рассеять энергию столкновения и сохранить в целости салон, над "40-м" пришлось немало потрудиться. В конструкции кузова S40 применяют четыре вида стали с различными характеристиками прочности. Капот, крылья и наружные детали деформируются достаточно легко, способствуя снижению риска при наезде на пешехода, столкновении с велосипедистом или мотоциклистом. Впрочем, не забыт экономический вопрос - цена восстановления автомобиля после незначительного столкновения. В креплении переднего бампера применены "крэш-боксы" - деформируемые элементы, которые легко и относительно недорого заменить. Даже компоновка моторного отсека продумана с таким расчетом, чтобы при лобовом столкновении дать поперечно расположенному двигателю "подвинуться" на 150 мм, прежде чем блок упрется в жесткие элементы кузова. А благодаря компактности поперечной "пятерки" удалось выкроить 70 мм зазора между клапанной крышкой и капотом - это уже ради пассивной безопасности окружающих.
Заботы о прочности и оптимальной конструкции кузова положительно сказались не только на безопасности - по сравнению с прежней S40 жесткость кузова на кручение возросла на 68%, что обещает упростить работу инженеров, доводящих шасси.
Разумеется, не забыты и традиционные меры - инерционные ремни безопасности с преднатяжителями и ограничением усилия, "двухступенчатые" фронтальные подушки безопасности и фирменная "вольвовская" штора для защиты головы водителя и пассажира при боковом ударе или опрокидывании. Из не вполне традиционных - особая конструкция подголовников и спинок передних сидений WHIPS (Whiplash Protection System), которая снижает вероятность травмы при ударе сзади, и сигнализатор непристегнутых ремней на заднем сиденье.
Однако подлинная находка нового "Вольво" называется IDIS (Intelligent Driver Information System - интеллектуальная система информирования водителя). Ее задача - оградить водителя от избыточной информации в напряженных условиях и акцентировать его внимание на самых нужных в данный момент действиях. На практике это означает, что IDIS анализирует действия водителя. Нажатия на педали газа и тормоза, вращение руля, включение указателя поворота - все учитывается в совокупности, и если IDIS находит управление "активным", то блокирует сообщения навигатора и коммуникационной системы, в основе которой - мобильный телефон. То есть он не зазвонит на развилке или при обгоне. Таково стандартное оснащение всех "вольво-S40".
ИЩЕМ ИЗЮМИНКУ
Оригинальная внешность - несомненный плюс, особенно если она не отягощена экстравагантностью. " Volvo S40" обладает всеми фамильными чертами "нового лица" марки: скругленный передок, выступающая решетка, сросшаяся с бампером, характерные "плечи" боковин, оригинальные задние фонари.
Но в поисках самой необычной детали стоит заглянуть внутрь. Интерьер автомобиля, насыщенного электроникой, поневоле строится вокруг центральной консоли, и ее облик определяет впечатление от машины. Изогнутая "волной" панель S40 делится на две зоны - телефон с аудиосистемой и климатическая установка, комбинируя центральную часть с кнопками и четыре круглых селектора, похожие на ручки настройки старомодного приемника. На самой консоли нет индикаторов - единый дисплей располагается сразу под дефлекторами вентиляции. Но самое любопытное не в этом и даже не в том, что панель тонкая, а за ней располагается дополнительный отсек для мелких вещей. Гораздо интереснее, что, помимо отделки пластиком, деревом или алюминием, панель может быть... прозрачной, открывая взгляду свою электронную "начинку".
В МИРЕ МОТОРОВ
Под капотом " Volvo S40" пока скромный выбор агрегатов. Все бензиновые двигатели - расположенные поперек рядные "пятерки" объемом 2,4 и 2,5 л с четырьмя клапанами на цилиндр и регулируемыми фазами газораспределения. Меньшие - безнаддувные, мощностью 103 кВт/140 л. с. и 125 кВт/170 л. с. Это практически одинаковые двигатели, отличающиеся только настройкой впрыска и газораспределения. Менее мощный комплектуется коробкой передач с "растянутыми" диапазонами и более "длинной" главной парой для спокойной и экономичной езды, другой, соответственно, "заточен" на активного водителя. Самый серьезный мотор - 2,5 л с турбонаддувом низкого давления развивает 162 кВт/220 л. с., он будет предложен с механической шестиступенчатой коробкой, а позднее - и для полноприводной модификации, позволяющей реализовать его возможности в сложных условиях. Любопытно, что двигатели довольно большого объема - это должно гарантировать хорошую динамику разгона во всем диапазоне оборотов. Ведь основной рынок "Вольво" - американский.
Дизельные моторы объемом 2 и 1,6 л с турбонаддувом и системой впрыска "коммон рейл" предназначены для европейских моделей и разработаны совместно "Фордом" и "Пежо". Впрочем, "маленький" дизель мы увидим только через год. Тогда же под капотом "Вольво" получит прописку и 1,6-литровый бензиновый мотор. Промежуточная 1,8-литровая бензиновая "четверка" станет доступна в апреле. Эти модели будут дешевле пятицилиндровых "вольво-S40", базовая цена которых в Европе ожидается на уровне 20 тысяч евро.
Российский рынок для "Вольво" далеко не последний. Конечно, он не может сравниться с американским, где фирма планирует продавать по 20 тыс. S40 в год, или с родным шведским, где продавалось 5000 машин. Но при благоприятном стечении обстоятельств Россия вполне может попасть в первую десятку импортеров. Тем более, что рынки "Вольво" традиционно делятся на "седанные" и "универсальные". Например, в Германии продаются почти исключительно шведские универсалы, а в США - в основном седаны. Россия тоже традиционно страна седанов, а потому перспективы у " Volvo S40" неплохие. Насколько совпали ожидания и реальные впечатления от нового автомобиля, мы расскажем после тест-драйва.
Классическая для новых "вольво" форма задних фонарей дополнена оригинальным рассеивателем лампы заднего хода.
Силуэт S40 более динамичен, чем у ее "старших сестер".
Скандинавский интерьер - изящный, но строгий.
Внизу - компьютерное моделирование позволяет увидеть работу фирменной шторы.
"Вольво-SLD" на автосалоне во Франкфурте.
Схема использования различных типов стали.
Характер деформации после крэш-теста - оцените уровень пассивной безопасности.
ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ "ВОЛЬВО"