Все для фронта

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА

ЗАРУБЕЖНЫЕ АРМЕЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ

Сегодня военные автомобили выпускают даже такие страны, которым и армия-то вроде ни к чему, и те, чья автомобильная промышленность почти неизвестна за пределами государства. Некоторые индийские модели недалеко уехали от "Виллиса" времен Второй мировой, зато швейцарцы демонстрируют последние достижения конструкторской мысли.

Тем не менее, все производители вынуждены подчиняться общим по сути требованиям. Армейскому автомобилю, независимо от конкретного назначения, нужны прочность, выносливость, работоспособность в самых разных климатических условиях: не сдаваться в пустынях и не пасовать под тропическим ливнем, не бояться бездорожья. При этом быть простым в управлении и обслуживании.

Каждая страна или военный блок вводят свои классификации автомобилей, но их всегда можно разделить на тактические и вспомогательные, легкие и тяжелые, транспортные и специальные. Линейки моделей чрезвычайно обширны. Отправимся в небольшое путешествие по странам и континентам, попытаемся подсмотреть, какие "военные тайны" скрывают за стенами заводов и заборами военных баз.

ХОЧЕШЬ МИРА - ГОТОВЬСЯ К ВОЙНЕ!

Эта крылатая фраза (по-латыни - "Si vis pacem, para bellum"), принадлежащая римскому историку Корнелию Непоте (94-24 гг. до н.э.), а еще раньше сказанная фиванским полководцем IV в. до н. э. Эпаминондом, сегодня звучит как девиз вечно нейтральной Швейцарии. Ну кто, в самом деле, собирается на нее нападать, даже террористы, слава богу, обходят стороной. Тем не менее, практически не выпуская гражданских автомобилей, Швейцария преуспела в военном автомобилестроении.

Небольшая фирма "Моторвагенфабрик" (МОВАГ - MOWAG) была известна в пятидесятые годы грузовиками, но потом, не выдержав конкуренции с грандами, переключилась на военную технику. Конечно, одна швейцарская армия не может загрузить компанию прибыльными заказами, на то есть международный рынок вооружений.

В армиях многих стран с успехом служат бронетранспортеры "Пиранья" (Piranha) и многоцелевые "орлы" (Eagle и Eagle II). "Пернатые" созданы на шасси классического "Хаммера". Швейцарцы внесли свою лепту, форсировав на 30 л. с. американский дизель, бронировали кузов, увенчали его вращающейся башней наблюдателя с перископом и прибором ночного видения. Эту версию обозначают индексом SKdtFz (автомобиль управления огнем). Башня и "салон" под ней буквально напичканы самой современной электронной разведывательной аппаратурой, позволяющей днем и ночью вести наблюдение за противником и корректировать огонь артиллерии. Интересно, что в тактико-технических данных "Орла" приводят два значения максимальной скорости: 119 км/ч - вперед и... 33 км/ч задним ходом.

Водоплавающие бронетранспортеры "Пиранья" более оригинальны. Их конструкция, правда, восходит к 1975 году, но в армии традиции и проверку временем ценят выше, чем на "гражданке". Бронетранспортеры делают с разными колесными формулами - от 4х4 до 10х10. Притом каждый вариант подразумевает версии, обозначаемые от I до IV, - с различными габаритами и массой.

Четырехосная "Пиранья-I" при длине 6,3 м весит 9,5 т, имеет двигатель в 275 "лошадок" и вооружена пулеметом калибра 12,7 мм. "Пиранья-IV" на целый метр длиннее, тянет на все 15 т, вдвое мощнее и вооружена 30-мм пушкой в башне. А объединяет столь непохожие друг на друга машины концепция: мотор - впереди справа, водитель - слева, экипаж - сзади, плавучесть, независимая гидропневматическая подвеска всех колес с регулировкой клиренса, автоматическая полноприводная трансмиссия с... АБС и системой контроля тяги. Вот еще несколько характеристик: дорожный просвет - до 595 мм, максимальная скорость - 100 км/ч, преодолеваемый вертикальный уступ - 60 см, ров шириной 2 м. Даже неплавающий вариант не утонет в водоеме глубиной 1,5 м, а амфибия разовьет на воде 10 км/ч. Кроме того, все "пираньи" пригодны для перевозки самолетами С-130 "Геркулес" и могут "прыгать" с парашютом.

Фирме MOВАГ принадлежит и марка "Дуро", некогда самостоятельного производителя специальных автомобилей "Бухер" (ЗР, 2000, № 11). А сама МОВАГ в 2003 году ушла под крыло американской "Дженерал дайнемикс", так что швейцарской осталась лишь по корням и прописке.

ВСЕГДА ГОТОВЫ!

Перенесемся из Западной Европы на Ближний Восток, где о мирной жизни можно только мечтать. Автомобильная промышленность здесь есть лишь в немногих странах, но о ней мало кто слышал. Что вы знаете об израильском автопроме?

На театре военных действий он представлен компанией АИЛ (AIL - Automotive Industries LTD), щедро снабжающей свою и братские армии автомобилями "Шторм" (на базе "Джипа-Рэнглер") и "Абир" (все тот же "Хаммер"). Но наиболее интересен, пожалуй, "Дезерт Рейдер" (пустынный рейдер - Desert Raider), позиционируемый как "автомобиль быстрого внедрения и атаки". Эта "песчаная блоха" не имеет кузова как такового и напоминает багги о шести колесах. Казалось бы, такой агрегат должен быть легким, однако снаряженная масса "Рейдера" 1450 кг, полная... 2600. Представляете, какова прочность шасси! Двигатель мощностью 110 кВт/150 л. с. способен разогнать машину до 110 км/ч и связан с колесами через автоматическую полноприводную трансмиссию. Запас хода - 600 км, вооружение - легкий пулемет "Негев" калибра 5,56 мм. "Рейдер" может перепрыгивать уступы высотой 60 см и преодолевать броды (где он их найдет в песках-то?) глубиной 0,7 м.

Пространственный каркас "Дезерт Рейдера" чрезвычайно прочен и в то же время податлив - такой не подведет на любом бездорожье. Особое внимание конструкторы уделили системе выпуска: для скрытности багги сделали почти бесшумным и не излучающим тепла, по которому машину "вычислят" приборы ночного видения и системы наведения. И еще одно важное свойство: к месту службы "Рейдер" можно доставить в вертолете CH53.

ПОД ЮЖНЫМ КРЕСТОМ

Далеко к югу от экватора все другое: времена года, звездное небо, цвет кожи аборигенов... Тем не менее, автомобили для своей (и не только) армии в ЮАР строят по тем же канонам, что и в Европе, под патронажем специалистов туманного Альбиона.

Разобраться, кому принадлежит компания "Реумек", нелегко. Ясно, что у нее совместные капиталы с английской "Элвис", которая в свою очередь относится к концерну "Виккерс дефенз". Впрочем, нас больше интересует "железо".

Гамма колесных транспортеров широка, но различия больше касаются конкретного назначения той или иной версии. Например, полицейские силы быстрого реагирования передвигаются на транспортерах "Реумек-RG", "Симба" или "Taктика". Последний разгоняется на шоссе до 120 км/ч, не боится боковых уклонов до 35%, преодолевает подъем 60%. Двигатель - "Мерседес-Бенц ОМ 906LA" - вот она, международная интеграция. Команда из 12 человек дышит кондиционированным воздухом, не чувствует задымления снаружи и защищена от камней и помидоров мелкоячеистыми сетками на стеклах.

"Симба" отличается башней с пулеметом. Кстати, группа "Виккерс" по лицензии выпускает и упоминавшуюся выше швейцарскую "Пиранью".

ЗНАКОМЫЕ ИМЕНА

Военными автомобилями "балуются" не только специализированные фирмы, но и многие известные гражданской продукцией.

Например, самый большой джип "Тойоты" вовсе не "Ленд Крузер" и не "Тундра", а незнакомый на "гражданке" "Мега Крузер". Его называют не иначе, как японский ответ "Хаммеру". Габариты (5090х2170х2075 мм) впечатляют. При этом "Мега" ухитряется развернуться с радиусом всего 5,6 м. Еще бы: ведь с баранкой соединены все четыре колеса! Турбодизель не потрясает воображение мощностью в 167 "лошадок", зато крутящий момент достигает пика - 425 Н.м уже при 1600 об/мин. Чем не трактор? Дорожный просвет - 420 мм, шины - 37-дюймовые. А "полный фарш" электроники позволяет оседлать монстра даже новобранцу.

В компании ИВЕКО есть специальное отделение "Дефенз вейкл дивижн": оно выпускает автомобили массой от 3,2 до 42 т. Среди них шасси для пусковых ракетных установок, тягачи для перевозки танков и, конечно, вариации на тему "Хаммера". Эти автомобили, названные MLV (Multipurpose Lightweight Vehicle - многоцелевой легкий автомобиль) имеют снаряженную массу 6 тонн. Фирма особо гордится хорошей противоминной защитой, максимальной скоростью свыше 130 км/ч, устойчивой работой машины при температурах воздуха от -32 до +49°С.

У ивековского "Хаммера" мощные дисковые тормоза с четырехканальной АБС. Дизель собственной разработки выдает 456 Н.м с 1800 об/мин и сертифицирован по нормам Евро III.

В Азии наиболее широкую гамму военных автомобилей выпускает КИА. Интересно, что в Южной Корее по-прежнему с опаской смотрят на северного соседа и потому все гражданские вседорожники, как и у нас, учитывают местные "военкоматы". Если автомобиль выпущен для внутреннего рынка, на нем обязательно ставят специальные инфракрасные фонари, позволяющие двигаться колонной в полной темноте (у водителя должен быть прибор ночного видения). В России можно встретить такие "спортиджи" и "саньены" с необычными фонариками сзади и черной коробочкой за решеткой радиатора. На панели приборов - неупомянутая в инструкции заглушка, за ней тумблер. Щелчок - гаснут штатные фары и подсветка приборов, загораются инфракрасные "прожекторы".

ГИБРИДЫ В ПОГОНАХ

Похоже, в ближайшем будущем военные автомобили постепенно переведут на гибридные двигательные установки. В США такие концепты появляются чуть не ежегодно. Военным важна, конечно, не столько экология, сколько бесшумность электротяги и отсутствие "теплового следа". Небезразлично и количество емкостей с топливом, которое необходимо перебрасывать на театр военных действий.

Если к гибридам (один из них на заставке) начинают привыкать, то проект "Спиннер" (Паук) предусматривает создание принципиально новой машины на шести колесах диаметром 1,2 метра, способной продолжать движение после... опрокидывания. Причем кузов должен вновь занять правильное положение. В качестве двигателя рассматривают гибридный газотурбинно-электрический силовой агрегат с буферной литий-ионной аккумуляторной батареей.

Здесь мы действительно прикоснулись к военной тайне: фотографий этой машины не добыть. Но возможно, уже через несколько лет "спиннеры" замелькают на экранах телевизоров в репортажах из горячих точек. Лучше бы - с маневров...

Израильские коммандос уважают

"Дезерт Рейдер".

С таким вооружением старина "Виллис"

не побоится даже танка.

"Пиранья" может иметь и шесть, и восемь колес, притом серьезно вооружена.

Не все то "Хаммер", что на него похоже. Впрочем, как раз этот швейцарский "Орел" собран на американском шасси.

"Симба" и "Тактика" популярны у военных не только в ЮАР.

Шведская фирма снегоходных тягачей "Хэгглунд" выпускает машины

для пограничников.

Итальянский "ИВЕКО-MLV" "в полной выкладке".

"Элвисы-Мамба" и иные автомобили концерна "Виккерс" служат, в частности, в Югославии.

"ИВЕКО-Карго ML140E18W" при полной массе 14 т берет на борт 18 солдат.

Японский "Мега Крузер" только внешне схож с "Хаммером".

Союзники западных машин на Балканах - наши "нивы".

Подпишитесь на «За рулем» в