Как гуляют руки по штурвалу
БАРАНКИ В УПАКОВКЕ
Разместить кнопки на руле - дело нехитрое. Проблема - соединить провода во вращающемся рулевом колесе с неподвижными электрическими цепями в колонке. Простенькие конструкции, где на штурвал выведена только "бибикалка", обходятся ползунком, который ездит по контактным кольцам. Кнопка на руле замыкает контакты, ток по пластине течет к клаксону. Второй провод не нужен, минус "сидит" на рулевом вале.
Конструкцию "переходника" изменили ради подключения новых устройств. Одно из них - подушка безопасности, к которой идут питающие и управляющие электрические цепи. Место ползунка занял плоский шлейф, намотанный на катушку. При повороте руля он вытягивается на нужную длину, а потом вновь накручивается на бобину. Кстати, многие горе-ремонтники, снимая рулевое колесо, забывают потом выставить "переходник" в среднее положение. А так как длина шлейфа ограничена (она рассчитана обычно на четыре оборота руля), то после первого же поворота "штурвала" до упора приходится заказывать новую деталь.
В рули современных автомобилей с мультиплексной проводкой часто встраивают управляющий блок, который собирает сигналы от всех кнопок на баранке, преобразует их в цифровой код и передает адресатам. Такое устройство позволяет не тащить широкий шлейф от штурвала к рулевой колонке, сделав конструкцию более компактной.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Количество и само наличие кнопок на руле не всегда зависят от цены автомобиля. Конечно, на дешевых машинах они почти не встречаются. Но иногда и дорогие модели обходятся аскетичным, по нынешним понятиям, набором.
Например, на руль "Лексуса-GS300" вынесены только кнопки переключения передач. С лицевой стороны обода - "Down" для последовательного переключения вниз, на обратной - "Up", соответственно, вверх. Кстати, японцы выбрали не только оригинальное расположение, но и обозначения кнопок (у большинства моделей на клавишах коробки - значки "плюс" и "минус"). Правда, иногда так помечают и кнопки регулирования громкости магнитолы или управления круиз-контролем. Тогда для коробки передач используют другие символы, а клавиши располагают в стороне от остальных.
На некоторых автомобилях с гидромеханическими коробками или вариаторами встречаются иные обозначения на руле. Например, у "Хонды СR-V" на баранке расположены две клавиши, управляющие "автоматом" - индекс "D" соответствует обычному режиму, "S" - спортивному.
НА НЕСКОЛЬКО ОКТАВ
Да что там коробки передач - на большинстве современных моделей рули буквально усеяны кнопками: клавишей - на пару фортепьянных октав. Они отвечают за аудиосистему, телефон, круиз-контроль и другие опции.
На штурвале БМВ 7-й серии под правой рукой расположена кнопка "S/М" - спортивный или ручной режим коробки. Чуть ниже - клавиши аудиосистемы. С их помощью ищут нужную радиостанцию или любимую песню на компакт-диске. Самую нижнюю кнопку можно запрограммировать, возложив на нее любую из перечисленных функций.
Клавишами "плюс" и "минус", расположенными под левой рукой, регулируют громкость звука аудиосистемы и громкоговорящей связи. Под ними - управление телефоном, а выше - запуск системы голосовых команд.
Пока до унификации расположения клавиш не дошли даже конструкторы одной фирмы. Проектируя "семерку", баварские инженеры вынесли управление круиз-контролем на подрулевой переключатель, а в "трешке" предпочли-таки расположить клавиши на руле. "Плюсом" и "минусом" задают нужную постоянную скорость, а запоминают ее, нажав соседнюю кнопку.
Конструкторы современного "Гелендевагена" не стали распыляться по мелочам - вывели на руль управление бортовым компьютером. Нажимая кнопки, можно "ходить" по меню, отдавая команды различным приборам и системам. Кстати, такая схема управления реализована не только на вседорожнике, но и купе "Мерседес-Бенц CL".
БАРАНКИ НОВОЙ ВЫПЕЧКИ
Похоже, в ближайшее время достойной замены привычному рулевому колесу не появится. Разве что штурвалы станут еще меньше - как у концептов, многие из которых через несколько лет превратятся в серийные модели.
Но вырисовывается и другая тенденция - "штурвалы" будущего будут еще плотнее усеяны кнопками. В прототипе "Вольво-SCC" можно, не снимая рук с баранки, управлять бортовым компьютером, навигацией, круиз-контролем, аудиосистемой. Рядом - кнопки, отвечающие за климат в салоне и работу видеокамер заднего вида. А кнопки на руле "Сузуки-Концепт S" заменили подрулевые переключатели.
Конечно, маловероятно, что рули серийных автомобилей будут настолько перегружены кнопками и тумблерами, как "штурвалы" автомобилей формулы 1. Просторный салон, в отличие от тесного кокпита, не зажимает конструкторов в строгие рамки. К тому же рядовому водителю недолго и запутаться в мудреной клавиатуре.
А вот некоторые гоночные "штучки", например информационные дисплеи в середине баранки, вероятно, появятся на дорогих автомобилях уже через несколько лет. При необходимости они отобразят самую разнообразную информацию о состоянии автомобиля и предстоящем маршруте.
Интересно, а можно будет, припарковавшись, посмотреть на руле кино или сыграть партию в шахматы с умным бортовым компьютером?
Конструкция «переходника» рулевого колеса: 1 – подвижное кольцо; 2 – провода к рулевому колесу; 3 – корпус; 4 – провода к рулевой колонке; 5 – соединительный шлейф.
Правой рукой водитель БМВ 7-й серии управляет коробкой передач и аудиосистемой, левой – телефоном и системой голосовых команд. Двумя кнопками на ободе может вручную переключать передачи.
Концепт «Вольво-SCC». Наряду с уже привычным набором клавиш на «штурвале» расположена кнопка, управляющая тремя камерами заднего вида и еще одной дополнительной, которая следит за детьми на заднем сиденье.
На руль «Сузуки-Концепт S» вывели управление световыми приборами и стеклоочистителями.
Вершина конструкторской мысли – штурвал болида формулы 1. «Руль «Тойоты»: 1 – кнопки выбора программного обеспечения; 2 – настройка противобуксовочной системы; 3 – включение системы контроля старта; 4 – выбор режима работы двигателя; 5 – связь с боксами; 6 – регулировка сцепления; 7 – отключение автоматического режима переключения передач вверх; 8 – диоды, дублирующие флаги на трассе; 9 – экран, отображающий время прохождения сектора; 10 – тахометр; 11 – технический монитор; 12 – электронный спидометр; 13 – ограничитель скорости на пит-лайне; 14 – подтверждение вызова из боксов; 15 – включение нейтрали; 16 – выбор параметров, выводимых на технический монитор; 17 – регулировка дифференциала.
Подрулевыми рычажками пилот последовательно переключает передачи и управляет сцеплением.