На всякого мудреца довольно простоты
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ
Ведь все относительно: машина, сложная с точки зрения потребителя, зачастую оказывается куда технологичнее для производителя, чем примитивная по нынешним меркам модель 20-летней давности.
В ЦАРСТВЕ РОБОТОВ
Как вы думаете, чей кузов проще - уазовского "козлика" или, например, новейшей "Тойоты-Ленд Крузер"? Для технолога ответ не столь однозначен, как для нас с вами. Ведь кузова "козликов" до сих пор варят вручную, а это гораздо накладнее с точки зрения качества и затрат времени. Ведущие мировые компании не могут позволить себе такой "эксклюзив": им гораздо выгоднее "подрядить" роботов, чем кормить целый штат рабочих.
Практически на любом современном заводе кузовное производство полностью роботизировано. Лазерная технология и автоматизация позволяют уменьшить число сварных точек, увеличить жесткость кузова, одновременно снизив затраты времени. Да и точность сопряжения возрастает многократно. Появляются крупноразмерные штампованные детали, созданные по гениально простой технологии гидроформовки.
Машинам доверяют даже такие, на первый взгляд, непростые операции, как вклейка стекол, установка передней панели и финальное соединение кузова и шасси, остроумно прозванное профессионалами "свадьбой".
Эффект от автоматизации очень заметен: если в 1990 году выпустили 576 тысяч легковых "мерседес-бенцев" силами 100 500 специалистов, то спустя девять лет с конвейеров съехало уже 1 080 000 автомобилей, собранных руками 99 460 работников. Выходит, с точки зрения производственников, "мерседесы" стали проще.
Стремительный рост числа собранных автомобилей на одного рабочего стал возможен только благодаря экономии времени на каждой стадии рождения машин: за 10 лет оно сократилось вдвое, а в планах производителей - "урвать" еще 25%. Если в далеком 1910-м "форды-Т" выходили из заводских ворот с интервалом 12,5 часа, то сегодня на иных предприятиях это происходит чаще, чем... раз в минуту.
НЕТ НИЧЕГО ПРОЩЕ... СЛОЖНОГО
Вглядимся теперь в конструкцию современных "навороченных" машин. Конечно, отрегулировать карбюратор и покрутить трамблер здесь не получится.
На первый взгляд, премудрая электроника усложняет автомобиль. Но именно она помогает не только экономить до 20% топлива, улучшать безопасность и комфорт, но и... упростить конструкцию! Традиционную проводку уже теснит мультиплексная. Всего два тонких провода соединяют между собой многочисленные электронные блоки, которые обмениваются огромным объемом информации. К тому же мультиплексная проводка гораздо компактнее и надежнее традиционной, а ее монтаж существенно проще. Параллельно в автомобиле появляются оптоволоконные кабели, работающие в самых напряженных участках - там, где поток информации максимален. Если бы не они - автомобили были бы уже буквально опутаны проводами...
Развитие электроники подстегивается отказом от громоздких гидравлических систем в пользу электрических. Управление по проводам (Drive by wire) оставляет все меньше механических связей в автомобиле. Рулевое управление, тормоза и трансмиссия без механики уже не фантазия инженеров - близкое будущее. Подвески с традиционными амортизаторами, громоздкими пружинами и рычагами уступают место пневмогидравлическим устройствам, управляемым электроникой. Помимо высокой надежности, они позволяют сделать машину более универсальной: при поддержке датчиков дорожного просвета и ускорения компьютер выбирает оптимальную жесткость подвески, меняет (или сохраняет неизменным) дорожный просвет.
Конечно, кое-кому нововведения не всегда кажутся соблазнительными. "Как такой сложный аппарат ремонтировать?" - сетуем мы. Но современная электроника надежней механики, а значит, проще не только в производстве, но и в эксплуатации. Мы ведь давно отвыкли от телевизоров дотранзисторной эпохи: теперь "ящик" можно годами смотреть, не открывая задней крышки, чтобы "поймать" погасшую лампу...
Образчик передовых технологий - БМВ 7-й серии. Электроника в этой машине выполняет 270 различных функций.
Последнее слово техники в мире грузовиков - "Мерседес-Бенц-Актрос". Изюминка машины - система "Теллиджент": электроника фиксирует каждый пуск мотора, отслеживает уровень масел в трансмиссии и двигателе, напоминает, что пора заменить воздушный и топливный фильтры, тормозные колодки.
Выпускаемый ныне в Бразилии заднемоторный "Фольксваген-Комби" конструктивно соответствует немецкому аналогу 25-летней давности: 4-ступенчатая механическая коробка, 1,5-литровый мотор мощностью 67 кВт, "максималка" - 120 км/ч.
Знаменитый "Гелендеваген" - "Мерседес" G-класса - пример конструктивной эклектики. Дебютировавший еще в 1979-м вседорожник неоднократно модернизировали. В результате архаичные по "идеологии" подвеска и эргономика сочетаются с передовой электроникой.