Электронная дискотека
Педаль газа уже на многих машинах лишь перемещает движок потенциометра. Стараниями "Даймлер-Крайслера" тормозная вот-вот утратит связь со штоком гидроцилиндра. А "электронное сцепление"?
Конечно, можно вообще обойтись без левой педали. Но многие по-прежнему делают выбор в пользу механики. Однако любителям лихо орудовать рычагом переключения передач тоже станет полегче, если управлять сцеплением будет контроллер, способный учесть скорость автомобиля, режим работы двигателя, включенную передачу, сцепление колес с дорогой... Водителю останется лишь дать команду на выключение или включение сцепления, а сам процесс пойдет "как по маслу".
Но для этого нужно, чтобы вилку перемещал не трос, не шток гидроцилиндра, а электропривод. Например, соленоид, как на некоторых автомобилях "Ока", или электромотор, как предложила фирма "Валео". Тогда, кстати, нет ограничения на усилие выключения, ведь у больших авто оно электромагниту "не по зубам". Теперь левая педаль лишь перемещает чувствительный элемент датчика. Электромоторчик же отожмет ведомый диск и отпустит его в соответствии с заложенной программой, не допуская рывков.
Такую педаль легко перемещать в удобное положение и сделать безопасной при столкновении: 1 - педаль; 2 - датчик перемещений.
Актюатор (исполнительное устройство) "Валео" способен выжать сцепление за 100 мс: 1 - электромотор; 2 - пружина компенсации нагрузки; 3 - регулятор; 4 - настройка рабочего хода; 5 - колесо червячной передачи.