Пластмассовая "лиззи"
Ford MODEL U
ИСТОКИ
В год своего столетия компания "Форд" постоянно вспоминает историю. Среди прочих вех, конечно же, легендарную "Жестяную Лиззи" - "Форд-Т". Модель, о которой написаны сотни, если не тысячи страниц, в начале прошлого столетия действительно перевернула мир: автомобиль впервые стал доступен миллионам покупателей разных сословий, профессий, достатка. Именно с этой революционной моделью должен, по мнению руководства корпорации, ассоциироваться концепт-кар "Форд-модель U".
СОВСЕМ ДРУГАЯ БУКВА
Разумеется, не стоит искать в "модели U" стилистического, тем более конструктивного сходства с "Фордом-Т". Концепт - не материальный, но идейный наследник "Жестяной Лиззи". Прототип подчеркнуто рационален, максимально универсален и рассчитан на разнообразные, но сформированные веком высоких технологий вкусы и потребности.
Внешне трехобъемный кузов напоминает седан, однако с вседорожным уклоном, на который намекают высокий "квадратный" силуэт и мощные колесные арки. По вместительности автомобиль, задние сиденья которого можно сдвинуть вперед или вовсе сложить, даст фору иному универсалу. Убрав крышу, превратите кузов в кабриолет. А как же столь любимый американцами пикап? Пожалуйста: заднее стекло легко убрать в пол грузового отсека.
Для придания машине индивидуальности в салоне сделали немало так называемых "гнезд". С их помощью на заводе или в автосалоне можно быстро и дешево установить самое разное дополнительное оборудование. Ведь покупатель нынче совсем не тот, что почти 100 лет назад довольствовался спартанской отделкой "Жестянки".
Силовой агрегат, сделанный из бензинового 2,3-литрового мотора, работает на водороде. Наддув позволил сделать двигатель достаточно мощным: 88 кВт/118 л. с. при 4500 об/мин. В подмогу водородному агрегату - 25-киловаттный электромотор, сблокированный с генератором и стартером, способный двигать машину самостоятельно или при разгоне помогать водородному двигателю. Вредные выбросы гибридной силовой установки близки к нулю. Однако на светофорах двигатель внутреннего сгорания все равно выключается, а через 300 миллисекунд после нажатия на педаль акселератора автомобиль трогается.
Аудиосистема, климатическая установка и навигация управляются голосом. Причем устройство, в отличие от собратьев предыдущего поколения, знает уже 50 тысяч (!) слов, реагирует не только на короткие "собачьи" команды, переспрашивает, если не поняло, и отвечает не искусственным металлическим, а вполне человеческим голосом.
Разработчики "Форда-модель U" поставили целью ни больше ни меньше, как с помощью машины "увеличить возможности человека" (впрочем, в известной мере создатели "Жестяной Лиззи" делали то же самое). На перекрестках сектор "обстрела" головного света увеличивается, а благодаря видеокамерам на дисплее появятся еще не видимые невооруженным глазом дорожная разметка и знаки. Зеркала тоже помогают "круговой обороне". Ну, а если все-таки... Предусмотрительная электроника подстрахует от столкновения.
И, наконец, концепт "модель U" сделан по технологии, которую "Форд" называет "от колыбели до колыбели". Отцы автомобиля имели в виду возможность вторичной переработки многих его комплектующих и деталей. В частности, панелей кузова из композитных материалов, шин, сырьем для которых послужила в том числе... кукуруза, сидений, где есть... соя, смазок, "сваренных" с применением... семян подсолнечника.
ПРОГНОЗ
"Некоторые из этих концепций не принесут плодов в предстоящие годы", - скромно сообщает Дэвид Вагнер, технический менеджер проекта "Форд-модель U". Конечно, многое из того, чем удивила "модель U", действительно появится даже не через пару лет.
Однако мотивы дизайна высокого вместительного автомобиля наверняка "перепоют" гораздо раньше - скорее всего, стилисты, работающие над следующим поколением вседорожника " Форд Маверик" (в США - "Эскейп"). А проверить наши предположения удастся, видимо, в 2004 году, когда нынешнему "Маверику" исполнится уже четыре года.
"Форд-Т" - начало автомобильной биографии ХХ века.
Ford MODEL U представлен на NAIAS в Детройте в 2003 году.
РИСУНОК: КОНСТАНТИН ГАРМАТЮК