Главное - стабильность!
ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ
Самое общее название того, что заливают в систему охлаждения автомобилей, - охлаждающая жидкость (далее ОЖ). Когда-то в качестве таковой использовали воду, по возможности дистиллированную - колодезная вызывала очень сильную накипь в системе.
За рубежом охлаждающие жидкости принято называть "антифриз" (дословно - то, что против замерзания). У нас же самый распространенный продукт этого рода идет под названием "Тосол". Обращаем внимание: это - имя собственное и подразумевает определенную рецептуру. Поэтому писать "Тосол" на любой банке негоже. Тем не менее у российских автомобилистов от частого употребления это слово однозначно ассоциируется с любой охлаждающей жидкостью отечественного производства. Отсюда и пошли: "вам наш тосол или импортный антифриз" и почти строгое разграничение ОЖ на антифризы, предназначенные только для иномарок, и "Тосол" - только для "нашемарок".
Руководствоваться таким принципом стоит с оглядкой на собственный бумажник. Если он позволяет, допустимо (но не всегда целесообразно) залить дорогой импортный антифриз в российский автомобиль, а если с финансами негусто, большинство иномарок употребит и качественную ОЖ российского производства. Кстати, некоторые производители называют ее "антифризом". Хотя рекомендовать это на все случаи жизни, конечно же, не будем.
Теперь о красивых названиях. Не правда ли, когда вместо надписи ОЖ-40 видишь на канистре магические "Север", "Антарктида" или ОЖ-60, перед глазами предстают отважные полярники и среди них вы со своей машиной. Но не будем предаваться иллюзиям - хорошее название производителя еще не гарантирует фантастической морозоустойчивости. О реальных возможностях того или иного продукта предлагаем судить хотя бы по результатам нашей проверки.
И еще пару слов - о цветах радуги. Нередко слышишь, что смешивать можно продукты, если они одного цвета, причем наши - всегда синие, а их - красные, розовые, зеленые и т. д. Будьте осторожны: цвет продуктов не имеет отношения к их совместимости и качеству - это всего лишь краситель. Наши ОЖ чаще окрашивают в голубой или синий цвета, но иногда используют и другие - те же красный, розовый или зеленый. Общее же правило - разные типы ОЖ лучше не смешивать вообще (даже одного цвета), поскольку они редко полностью совместимы.
БУДЕМ ЖИТЬ ПО-НОВОМУ
Почти всегда, проверяя качество товаров в экспертизе, мы отталкиваемся от государственных стандартов - ГОСТов. Следуя этому в целом, хотим все же сделать исключение.
В число параметров, по которым у нас проверяют ОЖ, обязательно входит щелочность. Этот показатель легко проверить, но обычно он лишь косвенно указывает на количество присадок в ОЖ и не имеет прямого отношения к основным эксплуатационным свойствам продукта - антикоррозионным, низкотемпературным и т. д. Зачем тогда ее измеряют?
В отечественной практике приняты относительно устоявшиеся, но не вполне современные рецептуры ОЖ с ограниченным числом основных присадок. Все эти присадки повышают щелочной запас, что легко проверить. Так и поступают. В то же время в последнее десятилетие мировые производители охлаждающих жидкостей сделали заметный шаг вперед. Созданы великолепно работающие присадки почти без щелочности. Они дороги, но позволяют получать продукты, способные работать очень долго, не теряя своих свойств. ОЖ, имеющие большой срок службы, скажем пять лет или 250 тыс. км пробега, как правило, очень дороги, но при проверке на щелочность их показатели гораздо ниже, чем предписано нашим ГОСТом. В то же время по своим функциональным свойствам они дадут фору любым "тосолам", допущенным у нас к использованию.
Есть еще один параметр, к которому можно отнестись "философски" - температура застывания. Минус 38 или минус 40 для жителя Центральной России ровным счетом одно и то же. Но если производитель хочет сделать минус 40, а получается минус 34... Нехорошо это.
НА ЗАБОРАХ И ЭТИКЕТКАХ
Ну вот мы и дошли до претендентов. Их девять - три "иностранца" и шесть наших. Дальнее зарубежье представлено продуктами "Тексако", "Равенол" и "Маннол" (см. фото). Соотечественники: "Норд", "Синтек", "Нордикс", "Тосол-Север 40", ОЖ-40 от ООО "Волга Ойл" и "Спектрол Антарктида".
Прежде чем перейти к испытаниям жидкостей, несколько замечаний по поводу этикеток. Еще раз предупредим: несмотря на слова "совместим со всеми типами охлаждающих жидкостей..." (окончания фразы могут быть разные), специально проведенная нами проверка (ЗР, 2001, № 12) показала, что совместимость двух произвольно взятых жидкостей (даже одного цвета) скорее исключение, чем правило. И еще. Хотя многие качественные ОЖ российского производства и способны нормально работать в иномарках со слабо или умеренно форсированными двигателями, относительной гарантией в данном случае могут быть лишь допуски, указанные на канистрах. Например, Ford WSS-M97B44-D, МВ 325.3, VW TL774-D, MAN-324, Scania 0-901027GT и т. д. Общее же: "для автомобилей российского и зарубежного производства" - говорит разве что об уверенности производителей в высоком качестве своего товара. А с этим нужно быть осторожнее. И еще. Специалистов, проводивших для нас испытания, несколько удивило, что на банке с ОЖ "Спектрол Антарктида" были указаны ТУ от ОЖ "Лена".
Отметим также любопытную тенденцию. В наш тест попали две пары разных продуктов от двух крупных российских производителей. Так вот, каждый из них счел выгодным иметь одну "хорошую" торговую марку и одну "обычную". По-видимому, продукт, изготовленный под "хорошую" торговую марку, должен конкурировать с высококачественными ОЖ других производителей, а под "обычную" - с дешевыми или поддельными. Забавно, не правда ли?
ХОЛОДНО ЛИ В АНТАРКТИДЕ?
Главный, на наш взгляд, положительный результат экспертизы - стабильность качества, показанного известными нам по прошлым проверкам участниками (см. табл.). По крайней мере, шестеро из девяти уже стартовавших в наших тестах подтвердили показанные ранее результаты. Кто-то хорошие, кто-то приемлемые. Есть, конечно, неудачи, но ни одного вопиющего случая, когда коррозионная активность была бы превышена в десятки раз, нам не встретилось. Может, потому, что все образцы куплены в магазинах с хорошей репутацией?
По неприятному для производителя совпадению, самый слабенький результат по температуре застывания (минус 34°С) показал продукт с названием "Антарктида". Вероятно, рассчитывали на то, что и там бывают оттепели.
Подробные результаты представлены в таблице. Дорогостоящие "иностранцы" задали высокий уровень. Готовый к использованию "Тексако" понравился больше всех, но концентраты при разбавлении дадут больший объем и окажутся дешевле.
Соотечественники тоже показали, что не лыком шиты. Тройка лучших из них на весьма достойном уровне. Замыкающего лишний раз пинать не будем - все и так понятно.
Как и раньше, нашлись образцы, балансирующие на грани фола. Их производители, как правило, не скрывают, что делают это сознательно, чтобы удержать цену на низком уровне. До тех пор, пока у нас в стране изобилуют подделки подо все, присутствие таких на рынке, наверное, все же благо.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Мы предприняли попытку проверить не только свойства представленных здесь ОЖ, но и их состав. Это весьма любопытно. Можно будет сопоставить результаты со списком запрещенных в некоторых странах или у нас (АвтоВАЗом) компонентов. Более того, может, узнаем, из чего сделан импортный "долгожитель"? Но работа оказалась крайне сложной и долгой, ее результаты мы надеемся представить в одном из ближайших номеров.
НАША СПРАВКА
Максимальной морозоустойчивостью обладает смесь воды и этиленгликоля в соотношении 34:66 - минус 68°С. Увеличение концентрации этиленгликоля до 98% приводит к повышению температуры застывания до минус 20°С. Чистый этиленгликоль замерзает при минус 11,5°С, а кипит при 197°С. Чем ниже концентрация этого вещества в ОЖ, тем выше теплоемкость. У чистого этиленгликоля она равна 2,9 кДж/кг.°С, у "Тосола" - 3,2-3,8 кДж/кг.°С, у воды - 4,2 кДж/кг.°С.