Не отпугивать - охранять

НЕ ОТПУГИВАТЬ - ОХРАНЯТЬ

СЛОВО УСТАНОВЩИКУ

Телевизионные и прочие шоу с угонами автомобилей на время не имеют отношения к реальным грабежам: забавно - но и только. Угонщик хитрее. Журнал не раз писал, что угон "серьезного" автомобиля планируют заранее, причем количество "заготовок" точному подсчету не поддается. Прежде всего объект похищения постараются сделать безмолвным.

КСТАТИ, О КРИЧАЩИХ МАШИНАХ

Бездарно установленная сирена, торчащая на самом видном месте, выводится из строя за считанные секунды. Способов много - оторвать провода, залить водой или пеной, разбить молотком (ЗР, 1998, № 6). Поэтому мы у себя на сервисе не только капитально запрятываем ее "в закрома", но и подключаем устанавливаемую систему к автономному источнику питания - например, аккумулятору на 1,2 А.ч. Он независимый и подсоединен к основному через специальную цепь подзарядки - в пусках мотора он участия не принимает. При этом снаружи абсолютно ничего не видно - на любом автомобиле мы обязательно находим такие закоулки, куда добраться не так просто. Такой машине "глотку" не заткнешь, а даже у угонщиков нервы не железные. Само собой, аналогичным образом при желании спрячем и пейджер: стыдно смотреть, когда передатчик "вычисляется" с первого взгляда... Первый признак профессионально установленной системы - никаких следов снаружи.

Понятно, что любые "вопли", в том числе и посредством пейджера, - защита пассивная: ори не ори, а что толку, если мотор заведут и уедут... Поэтому главная задача - заблокировать двигатель, но вот этого почти никто делать не умеет, да и не хочет... Основные причины - лень установщиков и... нежелание хозяина!

Наш доверчивый человек вообще издавна привык совершать странные с точки зрения логики поступки. Запрет дверь, а ключ положит под коврик... Установит домофон, а код нацарапает гвоздем на соседней стене. Купит противоугонку, а внедряться в недра автомобиля испугается - а вдруг что случится? Вот и висят под капотами "мерсов" и "бээмвэшек" инородные проводочки и неродные реле, а горе-установщик комментирует: мол, если что-то сдохнет, так выдерни вот эту штучку и вставь вместо нее канцелярскую скрепку - поедешь дальше. Неудивительно, что угонщик первым делом "вычисляет" эти самые реле - как по внешнему виду, так и по звуку... А дальше и метод тыка подойдет: реле умеет либо замыкать, либо размыкать - вот и все...

КСТАТИ, О РЕЛЕ

Электромеханическое реле - самый ненадежный элемент в схемотехнике противоугонных устройств. При этом его заведомо легко обнаружить - оно выдает себя габаритами, звуками и определенным количеством проводов. Кроме того, даже не зная схемы подключения, реле несложно обмануть поочередной переборкой возможных вариантов: коротнуть на "плюс", попробовать "минус" - что-нибудь да сработает. Особенно когда речь идет о халтурной установке, где все наспех проложенные провода видны невооруженным глазом.

Мы никогда не применяем такие реле для блокировки - исключение разве что сильноточная цепь пуска двигателя. В остальных случаях их роль выполняют полупроводники. Простейший пример - вазовская карбюраторная "восьмерка" (см. рис.). Понятно, что в таких примитивных машинах блокировать нечего по определению, но если изменить распайку датчика Холла, доработать ответную часть жгута, а "землю" датчика пустить через транзистор, то даже электрики на автосервисах встают в тупик. Конкретный пример - полгода назад такую машину пытались угнать в Нижнем Новгороде. Поотрывали все, что можно, цепляли "пауков" - в итоге так и бросили. А хозяин еще сутки ездил по автосервисам - просил восстановить "статус-кво". Только на шестой "точке" одолели, да и то, когда нам сюда позвонили... И коммутатор меняли, и трамблер - а толку-то?

Защитить простую машину всегда гораздо тяжелее, чем "навороченную". Но в любом случае ограничиваться дежурным приемом по втыканию реле в разрыв питания катушки зажигания мы считаем просто недостойным: не можешь сделать как следует - не берись совсем. На простой машине придумать что-то необычное даже интереснее - влезть в "потроха" прерывателя, изменить привод трамблера, доработать стартер...

КСТАТИ, О СТАРТЕРАХ

В ЗР, 1998, № 12 была приведена схема необычной блокировки стартера, применяемая нами на простейших автомобилях типа "классики". Напоминаю - достаточно разорвать связь между втягивающей обмоткой и электромотором, чтобы пуск двигателя из салона стал невозможен. Понятно, что угонщик сразу полезет с куском провода под капот, но привычная закоротка "на плюс" не сработает. Действительно, если подать напряжение на клемму "50", то оживет только удерживающая обмотка - у нее сил "не хватит", а если коротнуть контакты тягового реле, то стартер начнет крутиться вхолостую - только и всего. Стоит оговорить - подобный прием мы применяем и на иномарках: возни, конечно, много, но овчинка выделки стоит. А если еще коробка-"автомат" присутствует, так машину и с толчка не пустить... Впрочем, справедливости ради отмечу, что на доработку стартера соглашаются не все: опасаются, как бы чего не вышло... Что ж - дело хозяйское.

Вообще боязнь "как бы чего не вышло" часто у клиента в крови, и небезосновательно. Тот, у кого хотя бы раз в пятистах километрах от дома машина вдруг переставала слушаться брелока, имеет моральное право опасаться всего на свете. Тем не менее наша позиция в подобных вопросах жесткая - уж если всем другим способам защиты автомобиля мы предпочитаем электрический, то блокируем так, что никакой автосервис с ходу не вычислит.

КСТАТИ, О БЛОКИРОВКЕ

Очень часто способ блокировки придумывает... сама машина, попадающая к нам не на установку системы, а просто на ремонт. Бывает, с трудом находишь неисправность, а потом задумываешься - так ведь это же можно использовать! В итоге берем, например, вот такую микросхемку (фото) и пристраиваем внутри жгута проводов, где - не скажем. В одном случае она будет управлять низковольтными выходами под катушки зажигания, в другом - нарушит работу пары хитрых датчиков, отсутствие которых вносит невообразимую сумятицу в работу компьютера, в третьем - займется привычным "датчиком колена" (ДПКВ). Замечу, что при блокировке ДПКВ мы последовательно разрываем оба провода - известны случаи, когда заработавший двигатель отказывался глохнуть по команде брелока, поскольку сигнал умудрялся пролезать через разорванный провод в виде наводки! Датчик-то - индуктивный, амплитуда растет пропорционально оборотам... А угнать заведенную машину - скажем, от гаража, пока хозяин ворота открывает - одно удовольствие.

Полупроводники - оптроны, транзисторы и т. п. - хороши не только высокой надежностью и малыми габаритами, но еще и тем, что "не понимают" метода научного тыка. Наиболее вероятной реакцией на попытки угонщика "познакомить" их напрямую с "плюсом" или "минусом" питания будет мгновенное "харакири", после которого машина становится "невыездной" по определению. Да, после этого потребуется наше вмешательство, но, согласитесь, обратиться к нам по поводу ремонта будет куда приятнее, нежели в милицию по поводу угона.

Иногда приходится слышать: мол, какая там надежность у электроники - один паршивый полупроводник сгорит - и все... Спорить не хочу: в конце концов, все вышесказанное - это всего лишь мое, особое мнение. А насчет надежности... Ну, не знаю - возьмите и чисто визуально сопоставьте "потроха" устанавливаемых нами систем и какого-нибудь блока защищаемого автомобиля. Сравнение будет явно не в пользу последнего, так что проблему отказов охранных систем считаем надуманной.

Удивлю противников электроники еще раз: все 100% систем, устанавливаемых нами на автомобиль, мы вскрываем и дорабатываем по своему разумению! Удаляем электромеханические реле, добавляем цепи согласования с внешними полупроводниками, выбрасываем множество лишних проводов из жгутов... В итоге повышается скрытность монтажа, а клиент получает абсолютную защиту все от тех же нехороших сервисменов... Что скрывать - ребята на некоторых СТО порой любят пошалить и незаметно заменяют на обслуживаемом автомобиле основной блок фирменной противоугонки на другой, точно такой же. Хозяин ничего не замечает, поскольку новый брелок выглядит так же, как и прежний - откуда ему знать, что запасной "коллега" уже лежит в кармане угонщика, которому теперь остается просто забрать машину в удобное для него время. А наша система для каждой машины - своя: ее просто так не заменишь, будь она даже на виду.

Короче, я - за электронику: она меня еще не подводила. Кто не согласен - пусть приведет свои аргументы: можно и поспорить.

"Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом..." А ведь все просто - поменять коммутацию проводов, а "земляной" вывод Ларчи... простите, датчика подключить через транзисторный каскад сигнализации. Это - всего лишь один из вариантов защиты, приемлемый даже для простой "восьмерки".

В корпус современной микросхемы можно упрятать, скажем, пару коммутаторов, управляющих нужными цепями. Обнаружить такого "жучка" в толще жгута почти невозможно. Аналогично выглядит бесконтактная замена для реле, управляющих "мигалками". В итоге наши "охранки" работают беззвучно.

Подпишитесь на «За рулем» в