В ногах правды нет

В НОГАХ ПРАВДЫ НЕТ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАСОСЫ

К тому же и сами производители механических насосов (вольно или невольно - судить не нам) отваживают автомобилистов от своих изделий - очень много брака (ЗР, 2002, № 11, с. 220).

А теперь о том, что можно встретить сегодня на рынке микрокомпрессоров. Действительно ли они так хороши, как смотрятся на витрине?

Со времени последней нашей контрольной закупки прошло три года (ЗР, 2000, № 3, с. 84). С тех пор многое изменилось, и прежде всего расширился ассортимент. В крупных магазинах выбор электрических насосов едва ли не больше, чем ножных. Наряду с привычными "Мустангом" и "Темпом" появился привлекательный и дизайном, и исполнением отечественный "Муссон". Иностранцев тоже хватает, в основном турецкого и арабского происхождения. На вопросы о качестве продавцы отвечают уклончиво, но к внешнему виду не придерешься: аккуратные корпуса, длинные провода и шланги, привычная оцифровка манометра - в барах или паскалях* (хотя есть и шкала psi - фунт на квадратный дюйм). Многие из этих изделий служат по совместительству и фонарем - не такая уж бесполезная функция, как может показаться на первый взгляд. Конечно, ниппель найдешь и на ощупь, а вот оценить повреждения шины при свете звезд непросто - не все же возят с собой переноску.

Хвалят появившиеся на рынке примерно два года назад изделия датской фирмы "Эйрмэн" (Air Man). На поверку они оказались родом из Китая. Тем не менее российские дилеры дают на них трехлетнюю гарантию (в Европе на некоторые модели даже пожизненную!), да и отказов продавцы не припомнят. Интерес вызвала модель "Оул" (Owl): насос с питанием от собственного аккумулятора и ограничителем давления. Не надо разматывать и потом убирать шнур, следить за манометром, а энергии аккумулятора хватило для подкачки четырех полуспущенных "жигулевских" шин. Правда, аккумулятор придется периодически подзаряжать, а значит, все-таки возиться со шнуром и адаптером. Посоветуем "Оул" поклонникам мототехники: компактность и автономность для них на первом месте.

Многие насосы комплектуют насадками для накачки матрасов, мячей, продувки каналов карбюратора или топливных магистралей и т. п.

Некоторые, судя по описанию, можно использовать для покраски автомобиля. Это, впрочем, требует комментариев. Более или менее приличные результаты получаются с помощью аэрографа (рабочее давление 2-2,5 бар) либо краскопульта (не менее 3,5 бар). У последнего расход воздуха несопоставим с возможностями любого из автомобильных насосов. Так что потребуется огромный ресивер и уйма времени для его накачки. Однако по заявленному максимальному давлению большинство насосов с лихвой перекрывает порог в 3,5 бар.

Мы купили два отечественных и два импортных насоса: "Темп-3", "Муссон", "Койдо" (Coido) и "Эйрмэн Хок" (Air Man Hawk). Оценили удобство пользования, производительность (сколько времени потребуется для подкачки "жигулевской" шины с 1 до 2 бар), максимальное давление (покупают же их и для грузовиков), наконец, потребление тока при давлении 2 бар и максимальном. Все изделия испытывали при выключенном двигателе (как предписано инструкцией) от бортового аккумулятора, заряженного на автомобиле.

Подведем итог. Все купленные нами образцы к службе годны. Явных проколов, как при знакомстве с ножными насосами, мы не обнаружили (если не считать небольшую утечку воздуха из наконечника шланга "Темпа-3"). Традиционный недостаток - отсутствие русскоязычных инструкций к импортным насосам. Затертая наклейка на упаковке - сомнительная альтернатива. Данных о максимальном потребляемом токе мы там не нашли. Между тем не в каждом автомобиле цепь прикуривателя выдержит более 10 ампер. Хорошо еще, что указан режим эксплуатации. Ему лучше следовать и не пытаться накачать за один присест колесо от КамАЗа - по словам бывалых, "запарившиеся" насосы горят ярко.

Если инструкция все же есть, посоветуем особенно внимательно прочитать строки о гарантийных обязательствах. Мы покупали насосы в разных магазинах Москвы и области, и везде нас, мягко говоря, дезинформировали. На "Эйрмэн Хок" продавец пообещал лишь два месяца гарантии вместо положенных трех лет, на "Муссон" - год вместо указанных в инструкции 18 месяцев, "Темп-3" заслужил лишь "две недели на обмен", хотя в паспорте черным по белому написано: "12 месяцев со дня продажи". Про гарантийные талоны продавец просто "забыл". Только звонок дилеру и визит к администратору магазина позволили внести ясность. Но не будем слишком придирчивы - шины-то мы накачали!

*1 бар = 100 кПа =

= 0,1 МПа ~~ 1 атм ~~ 14 psi.

"Муссон" НПП ООО "АВТОКОМ", МОСКВА

Цена - 1820 руб.

Размеры: 205х190х95 мм. Самый длинный шнур - 4,12 м, при этом очень удобно наматывается на корпус. Шланг тоже размещен удачно: прочно зафиксирован и в считанные секунды готов к работе. Есть подсветка манометра, да и сам прибор - самый точный из всех, участвовавших в нашем мини-тесте: погрешность укладывается в половину цены деления (последняя составляет 0,1 кгс/см2). Есть кнопка стравливания воздуха. В комплекте - различные переходники для продувки, но своего места для них не нашлось - лежат отдельно. Работает насос сравнительно тихо. С заданием справился весьма быстро - за 2 минуты. Максимальное давление превышает 6 кгс/см2 (конец шкалы манометра). При этом у "Муссона" очень низкое энергопотребление - всего 5,1 А при 2 кгс/см2 и 6,1 А при 6 кгс/см2.

"Эйрмэн Хок" ДАНИЯ (СДЕЛАНО В КИТАЕ)

Цена - 2550 руб.

Делит первое место с "Муссоном". Самый компактный насос: 185х175х75 мм (вместе с элегантной сумочкой на молнии). Но вот доставать и особенно укладывать весьма длинный шнур (3,45 м) в узкий отсек не очень удобно. Толщина провода намекает на недюжинный ток. Действительно, уже при 2 бар он достиг 10 А, а при 7 бар, когда срабатывает встроенный ограничитель - 11,8 А. "Эйрмэн" оказался самым быстрым - шину подкачал за 1 минуту 45 секунд. Правда, манометр приписал 0,1 бар в плюс, но его точность соответствует цене деления (0,2 бар). Продувочных наконечников в комплекте нет, зато подключать насос можно не только к прикуривателю, подойдет и стандартная автомобильная розетка (как в "Жигулях"): наконечник шнура - с удобным адаптером. Есть кнопка стравливания воздуха.

"Койдо 6825" КИТАЙ

Цена - 685 руб.

Бросается в глаза надпись на корпусе - 250 psi. Наверно, она для того, чтобы привлечь заморского покупателя - по-нашему это больше 17 атмосфер! Но манометр насоса рассчитан всего на 7 бар, а цена деления 0,2 гарантирует весьма относительную точность. Так и есть, прибор завышает показания на 0,15 бар. С заданием насос справился за 2 минуты 5 секунд (не забудем сделать поправку на реальное давление - прибавить к зачетному времени 15%). Максимальное - до конца шкалы - выдал без проблем. Токи вполне приемлемые: 5,1 А при 2 бар и 7,8 А при 7 бар. Кнопки стравливания воздуха нет, зато в крышке - набор наконечников. Габариты солидные: 265х170х85, а шнур - самый короткий: 2,88 м.

"Темп-3" ФГУП "ЗАВОД ИМ. КАЛИНИНА", САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Цена - 690 руб.

Удобный корпус умеренных габаритов (240х160х90 мм), шнур длиной 3,15 м, продувочные наконечники - в крышке отсека для шнура. Шланг с двумя зажимными наконечниками под ниппель - идеальное приспособление для накачки бескамерных шин. Известно, что посадить "бескамерку" на обод непросто: подачи воздуха от насоса не хватает - он выходит через щели, не распирая шину. Бывалые соединяют шлангом накачанное колесо с "пустым" - и шина на месте. Выключатель насоса заедает - ногти недолго обломать. Работает "Темп-3" весьма неторопливо: на подкачку шины ушло 3,5 минуты. Зато шуму от него, пожалуй, меньше, чем от остальных. Манометр завышает давление на цену деления - 0,01 МПа. Ток при 0,2 МПа не так уж мал - 7,6 А, при максимально допустимых по инструкции 0,35 МПа он возрастает до 8,4 А.

Подпишитесь на «За рулем» в