Шеф, свободен?

ШЕФ, СВОБОДЕН?

БРИГАДА "ЗА РУЛЕМ"

Наверно, многим из нас приходила в голову мысль: случись что - займусь извозом. Это же просто! Но все ли знают - что это такое, такси?

В самом деле: почему частник везет дешевле, чем "Волга" с шашечками? Как стать таксистом? Какая машина лучше подходит для извоза? Правда ли, что хлеб таксиста - легкий? Кто придумал шашечки? Ответы вылились в целое исследование, в котором мы использовали в основном данные по Москве, где сосредоточен самый мощный "таксистский парк".

РЫНОК ЗЕЛЕНЫХ ГЛАЗ

Его делят между собой компании "извозчиков" на своих машинах, объединившиеся под началом диспетчера; профессионалы, работающие в больших "старорежимных" ТМП (таксомоторных парках); довольно крупные фирмы, демонстрирующие новые подходы; наконец, "бомбилы"-любители. Их больше всего на московских дорогах - ежедневно 20-25 тысяч машин выезжают подработать на широкие проспекты первопрестольной. Но сегодня речь не о них.

Рынок, в известной степени, дикий: например, в столице всего 3,5 тысячи легальных, лицензированных таксомоторов, с которых казна получает налоговые отчисления. Причем 21 из 38 лицензированных компаний - бывшие таксопарки.

ЧАСТНИК С МОТОРОМ

Костяк российского такси сегодня - это те, кто сделал частный извоз своей профессией. По некоторым данным, их только на столичных дорогах 10-15 тыс. человек; особенно распространена такая схема в регионах. Некоторые работают в одиночку, другие организуют собственные конторы. Владелец такого "парка" создает диспетчерскую и набирает автовладельцев со своим транспортом - естественно, самым разношерстным.

Водитель "отстегивает" фирме 200-400 руб. в день - за услуги диспетчера. Что касается расценок, то обычно исходят из сложившейся таксы: в такой-то район - столько, и баста. Для нестандартных маршрутов 8-10 руб./км, а за каждую минуту ожидания по 3-5 руб. В небольших городах такса заметно ниже.

В чем ущербны мелкие конторы? Многие работают без лицензии, на свой страх и риск, не платят налоги. Кое-кто даже связан с криминалом - держит под контролем "хлебные" точки - вокзалы, аэропорты, не пуская конкурентов. Случись что с пассажиром - и фирма-перевозчик, отвечающая за него, растворится в воздухе, одна реклама в местной газете останется. Тем не менее, этот сектор имеет перспективу, и не случайно: какие-то фирмы легализуются, закупают машины, сдают их в аренду шоферам - этакие маленькие таксопарки.

ПАРТИЯ СДАНА

А где же "правильные шашечки"? Существуют же в Москве 38 лицензированных фирм, которые все делают по старинке: и таксометры в машины ставят, и медицинское освидетельствование водителей проводят, и автомобили в должном виде содержат.

В них числится, как было сказано, около 3,5 тысячи машин, но удовлетворить столичную потребность они не в состоянии (требуется 12-12,5 тысячи такси). Из бывших ТМП и комбинатов двадцать один сегодня - акционерные общества; пакеты акций поделены между частниками и городом. Их экономическое состояние оставляет желать лучшего. Махина, рассчитанная на 600-1000 автомобилей с собственным малярным и кузовным цехами, не может быть рентабельной, если в ней осталось 100-150 машин.

В попытках выправить финансовое положение московские таксопарки пробуют различные схемы. Самый распространенный вариант - сдавать машины в аренду таксистам, которые в этом случае уподобляются... правильно, частникам! Арендовать "Волгу" можно за 600-800 рублей в сутки. Мелкий ремонт таксомоторный парк сделает за свой счет. А вот на крупный (равно как и на бензин) придется раскошелиться водителю. Тариф, который в итоге и становится зарплатой таксиста - 10-12 руб./км, а при ожидании или движении со скоростью ниже 5 км/ч - 240 руб./ч.

Более-менее прилично себя чувствуют только 17 из лицензированных столичных компаний. Некоторые обзавелись недорогими иномарками. Здесь тоже сдают машины в аренду - многие видели "ситроены" и "хёндэ" с шашечками по бортам. Эти машины, как правило, работают только по вызовам, тарифы на услуги кусачие: с 8.00 до 21.00 с пассажиров берут 20 руб./км, стоянка - 5-6 руб./мин. Во сколько обходится аренда автомобилей? Коммерческая тайна.

ЕДВА НЕ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Наиболее многообещающей сегодня представляется все же иная схема. На рынке такси вновь появились фирмы со своими собственными машинами и наемными работниками. Никакой аренды, у водителей стабильный оклад - около 10 тыс. рублей в месяц плюс премии и чаевые. В сумме может набежать тысяч 20, а то и больше, но приходится попотеть. Зато никаких проблем с бензином, ремонтом, обслуживанием - это головная боль компании. Тариф - 12-15 руб./км. Подадут такси бесплатно, а в конце поездки выдадут чек, дубликат которого окажется у диспетчера.

Пожалуй, самое важное в этой схеме даже не точный таксометр и не чек. Машина, водитель, клиент - все застрахованы на случай аварии! Может, со временем такое станет правилом на всем зеленоглазом рынке?

ВЗГЛЯД ПОВЕРХ ШАШЕЧЕК

Как считает первый заместитель начальника ГУП "Московский таксомоторный транспорт" Татьяна Григорьева, в том, что у нас такси было практически отдано на откуп частникам, виновата не только экономическая ситуация. В Законе о лицензировании, который начал действовать в 2001 году, нет даже слова "такси" - его заменяет не очень внятная формулировка "перевозка легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе". Между тем такси - это не просто легковушка (как минимум, необходим таксометр), а таксист - не просто водитель...

Столичные власти пытаются найти выход. Третьего июня 2003 года было принято постановление N 425-ПП "Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в Москве". В нем оговаривается процедура добровольной аккредитации при Управлении транспорта и связи Правительства города. Отныне горожане смогут отличить "правильных" таксистов от "бомбил", а в случае претензий пожаловаться городским властям.

Также в постановлении изложена схема для инвесторов. Город обладает крупными пакетами акций бывших государственных таксопарков и готов на конкурсной основе предоставить свою долю в управление, а затем и продать по льготной цене.

Помогут такие меры или нет? Трудно сказать. Но если на столичных улицах будет хватать подмигивающих зеленым глазом машин в шашечку, у людей появится выбор между ними и частником на стареньких "Жигулях".

Уже сегодня в Москве можно поймать "Волгу"-такси, оборудованную на западный манер. Такса обычная, 12 руб./км.

Безналичный расчет возможен с помощью импринтера - устройства для снятия копии с пластиковой карты.

Навигационная система позволяет диспетчеру все время держать машину в "поле зрения"; нажав красную кнопку, водитель дает сигнал тревоги - диспетчер может прослушать салон.

Электронный таксометр выдает фискальный чек, по которому пассажир может отчитаться в бухгалтерии своего предприятия.

Радиостанция позволяет оперативно выезжать на заказ.

Зеленый огонек - дань традиции. Кстати, погасить его "не по делу" нельзя: в некоторых таксомоторах установлена система, определяющая загрузку.

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ...

Проблема кадров - самая острая у всех без исключения столичных (а также питерских) таксопарков. Для водителей-профессионалов это занятие неприбыльное и непрестижное, да и риск велик... За месяц работы (не самой легкой!) в столице таксист может получить "чистыми" 300-500 долларов, поэтому москвичей со стажем сюда не очень-то заманишь.

В трудовой книжке потенциального таксиста должен быть зафиксирован водительский стаж не менее трех лет, а в паспорте желательно гражданство России или Белоруссии. В крупных парках кандидаты на место за рулем проходят недельную подготовку. Работают таксисты либо посменно (сутки через сутки, двое через двое), либо пять дней в неделю с двумя выходными. Разбогатеть тут вряд ли удастся, вот и получается - технические проблемы таксопарки решают, а кадровые - увы...

Сегодня в московских таксопарках дефицит кадров, а раньше в такси "работали" лучшие актеры: Олег Ефремов ("Три тополя на Плющихе"), Аркадий Райкин ("Люди и манекены"), Николай Крючков ("Горожане"). Более эффективную рекламу еще поискать...

ФОТО ИТАР-ТАСС

Подпишитесь на «За рулем» в