И куда-то все спешат такси

И КУДА-ТО ВСЕ СПЕШАТ ТАКСИ

Через пять лет в Санкт-Петербурге было уже 328 таксомоторов, а в Москве - более 220. Конкуренцию огромной армии безмоторных извозчиков они, конечно, составить не могли, тем не менее в феврале 1913-го городская Дума Санкт-Петербурга ввела единые тарифы, учитывающие время суток, число пассажиров, и потребовала пломбировать счетчики. Да, да! Уже тогда ставили устройства, "отщелкивающие" стоимость поездки. Кстати, первые простенькие счетчики - разноцветные бумажные ленты, бегущие по круглому циферблату, - появились за границей еще на конных экипажах.

До революции россиян возили разные автомобили: немецкий НАГ, чешские (тогда их числили австрийскими) 18-сильный "Лаурин и Клемент-GDV" и 10-сильный "Велокс". Последний на родине называли "русский тип" - видимо, большая часть машин уходила в Россию. В автомобильном справочнике А. М. Пашкевича 1912 года упоминались также два "даймлер-лесснера", изготовленные в столице.

Новая история отечественных такси началась лишь в 1925-м. Этот факт зафиксировали И. Ильф и Е. Петров: "В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов "Рено". Первые пятнадцать "рено-KG" выехали из ворот гаража в Орликовом переулке 25 июня.

Автомобили оказались на редкость живучими: последние проработали в Москве до 1933 года, когда на линию стали выходить отечественные ГАЗ-А с шашечками. Кстати, клетчатую расцветку, по легенде, придумали лондонские таксисты еще в начале ХХ века, чтобы машины были лучше заметны в городском потоке.

В двадцатых-тридцатых годах такси у нас было недешевым удовольствием и вместе с тем... острым дефицитом. Не мудрено: в 1927-м, когда по столице СССР колесило 120 "рено", по Парижу бегало почти 16 тысяч наемных машин, в Лондоне и Берлине - более 8 тысяч.

В Москве, помимо открытых ГАЗ-А, работали "газики" с закрытым, более комфортабельным кузовом сокольнического завода "Аремкуз". Таких, правда, было очень мало. В 1936-м парк стали обновлять "эмками", тогда же появились первые грузовые такси - полуторки ГАЗ-АА, а чуть позже и маршрутки ЗИС-101, работавшие на Садовом кольце. В 1939-м в Москве было три таксопарка и около 2000 машин.

После войны на улицы вышли "победы" и ЗИМы, а в качестве маршруток - ЗИС-110. Зеленый огонек, символ советских такси 1950-1980-х, появился в 1949 году. Таксисты носили кожаные фуражки с буквой Т на кокарде. Такой же знак позднее можно было увидеть и на дверцах машин.

Специальной окраски, если не считать синие грузовые ГАЗ-51, у отечественных такси не было до второй половины шестидесятых, когда 21-е "волги", пережившие капремонт, стали красить в белый цвет с красно-оранжевой крышей. Таксисты "красные шапочки" не любили за низкое качество ремонта. С двадцать первыми "волгами" связан еще один этап истории нашего такси: на часть машин монтировали радиостанции для связи с диспетчером.

Вскоре после того, как на линию вышли 24-е "волги", их фирменным цветом стал бледно-салатный. Затем появились первые такси-универсалы GAZ 24-02. А вот "москвичи" на нелегкой службе не приживались (в разные годы парки перепробовали почти все модели, от 407-х до 41-х) - они доставляли водителям много хлопот и быстро изнашивались.

Перед перестройкой в Москве числилось более 16 тысяч такси, но в часы пик поймать машину было нелегко, да и расплатиться по счетчику не всегда удавалось: "извозчики" требовали добавки! Таксометр чуть было не стал музейной редкостью... впрочем, это уже не история, а современность.

В начале прошлого века в Москве среди прочих работали

10-сильные "велоксы".

"Рено-KG" с 20-сильным мотором рабочим объемом 951 смз.

Во второй половине тридцатых в такси работали ГАЗ-М1.

Оранжевые сигнальные фонари на крышах появились в СССР на GAZ 24 и очень редких в такси GAZ 3102.

Подпишитесь на «За рулем» в