Отвечает росгосстрах
Не секрет, что лимит ответственности по обязательной страховке недостаточен. Надо ли дополнительно приобретать полис добровольного страхования? Как в этом случае будет возмещаться убыток?
Сложившаяся практика добровольного страхования показывает, что для регионов принятый лимит ответственности приемлем (около $3700 на одного потерпевшего). Но он явно недостаточен для крупных городов. Поэтому Росгосстрахом разработана программа добровольного страхования гражданской ответственности, которая позволит гибко подходить к выбору лимита ответственности.
Суть программы в том, что клиент может за минимальную плату получить полис добровольного страхования автогражданской ответственности в дополнение к ОСАГО. Фактически, если страховой суммы по ОСАГО не хватит для выплаты страхового возмещения пострадавшему, то оставшаяся часть возмещения погашается за счет полиса добровольного страхования. На таких условиях полис ОСАГО со страховой суммой 300 000 руб. будет стоить порядка 900 руб.
В случае ДТП какие документы необходимо представить клиенту (или потерпевшей стороне) в компанию, чтобы она имела законные основания для выплат?
Потерпевший должен представить в страховую компанию виновника аварии: извещение о ДТП, заполненное на месте происшествия и завизированное на ближайшем посту ГИБДД (если в аварии погиб человек или был нанесен ущерб здоровью, то вызов ГИБДД на место происшествия обязателен); справку о ДТП, выданную ГИБДД; копию протокола об административном правонарушении; копию постановления по делу об административном правонарушении.
Как будут решаться вопросы о выплате, если в ДТП участвовали стороны, имеющие полисы разных страховых компаний?
На процессе урегулирования убытков это никак не скажется. Ущерб будет возмещаться страховой компанией виновника ДТП.
Предполагается ли предоставлять скидку клиентам, отъездившим год без аварий, или законом это не предусмотрено?
Законом установлена система скидок и надбавок, зависящих от количества страховых случаев во время срока страхования. Система включает в себя 14 классов. При заключении впервые договора ОСАГО страхователю присваивается третий класс. Если он в течение одного года не попал в аварию, то в следующем году ему присваивается четвертый класс и предоставляется скидка 5% при заключении следующего страхового договора. Если же за год автовладелец совершил одно ДТП, то в следующем году он платит базовый тариф плюс 50%. Если же автовладелец попадет в аварию дважды в год (или чаще), то страховой тариф будет умножаться на 2,45.
Говорят, в некоторых районах автолюбителям "рекомендуют" определенные компании: "чужая" страховка недействительна. Встречались ли вы с такими фактами?
Случаи, когда в регионах прямо отстаиваются интересы определенных страховых компаний, имеются. В отдельных местах были даже заявления в прессе о том, что кроме полиса, выданного какой-то определенной компанией, другие к рассмотрению при прохождении техосмотра приниматься не будут.
Члены РСА (Российский союз автостраховщиков) обмениваются информацией обо всех случаях недобросовестной конкуренции, в том числе и с использованием административного ресурса, и направляют письма в соответствующие страховые компании в целях недопущения подобных фактов. Наказывать такие страховые компании будут и по закону.
Если вдруг ДТП произошло по вине государственной или военной машины, на страхование которых пока не предусмотрено денег в бюджете, что делать пострадавшему?
Ему придется обращаться в суд таким же порядком, как до введения обязательного страхования автогражданской ответственности, и требовать у государства возмещения потерь. Но только до января 2004 года. К этому моменту должны быть застрахованы и государственные автомобили.
Случилась авария. Кто должен сообщить об этом страховщику? Виновный, пострадавший или оба? А если неясно, кто виноват?
В Правилах обязательного страхования сказано: "Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая". На месте ДТП заполняется извещение в страховую компанию, которое заверяется сотрудником автоинспекции. Пострадавший должен принести извещение в офис страховой компании или направить его по факсу в течение 5 дней. Если авария произошла в отдаленной местности, то срок подачи извещения увеличивается до 15 дней.
Человек поехал в отпуск на машине. Далеко от дома произошло ДТП, виновата другая сторона. Где пострадавший получит компенсацию, где будет ремонтироваться машина? Время отпуска ведь ограничено.
Проблем с этим не должно быть. Тем более, если виновник застраховал "автогражданку" в известной и крупной компании, имеющей разветвленную филиальную сеть. Компенсацию можно получить либо в том регионе, где произошло ДТП, либо по месту жительства пострадавшего.
Правда ли, что в стоимость полиса по ОСАГО страховщики заложили расходы на "безопасность движения", то есть, например, установку светофоров на аварийных перекрестках?
Около 80% собранных страховыми компаниями средств идет на возмещение ущерба. Приблизительно 5% от поступлений остается у страховщиков. Остальные средства идут на выплаты в резервные фонды, в том числе на борьбу с мошенничеством и на превентивные меры, направленные на снижение аварийности.
Что для страховой компании выгоднее: обязательное или добровольное страхование автогражданской ответственности?
Обязательное страхование автогражданской ответственности - это норма, направленная на защиту всех граждан России, ведь каждый человек может пострадать на дороге. Закон об ОСАГО гарантирует возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу пострадавших в ДТП.
Добровольное же страхование - личное дело владельцев машин и полностью зависит от их желания обезопасить себя.
ОСАГО - хороший маркетинговый ход. Именно обязательные виды страхования могут послужить толчком для развития страховой культуры, которая в целом по стране остается низкой. А расширять объем иных услуг можно за счет быстрой и качественной работы с клиентом (особенно в случаях урегулирования убытков) и современного конкурентоспособного продукта.