История в "летающей тарелке"
МУЗЕЙ АО "МОСКВИЧ"
В ноябре 1981-го на юго-востоке Москвы, в Текстильщиках, открывали музей АЗЛК. Это стало событием. Еще бы! Заводские коллекции, включающие не только документы и макеты, но и живые автомобили, были у нас тогда (да и сейчас!) большой редкостью. К тому же само здание в форме летающей тарелки - работа Евгения Малинина, в ту пору главного архитектора АЗЛК, - привлекало внимание.
Относительно небольшую, но интересную экспозицию постепенно пополняли. Конечно, здесь далеко не весь модельный ряд. В "тарелке" нет даже иных серийных машин, не то что прототипов. Кстати, еще несколько лет назад в музее стояли интересные образцы семидесятых годов - предшественники "Москвича-2141". В недавние грустные и смутные для завода времена их перевезли на старую территорию. Видимо, надо было освободить место плодам воображения последнего заводского руководства - наскоро скроенным стретчам и купе. Пока ветераны-прототипы вроде бы живы. Так же как и стоящие в "тарелке" миллионные "москвичи", автомобили пятидесятых-семидесятых, в том числе довольно редкий полноприводный "Москвич-410".
Вообще представление о редкостях меняется нынче быстро. Помните привычные "москвичи"-фургоны, которых кажется совсем недавно на каждой улице было пруд пруди? Давно такой встречали? В музее "Москвича" есть 434-й, сохраненный в оригинальном виде.
В золотом фонде коллекции раритетный "Форд-А", полуторка ГАЗ-АА, с которых начиналась история предприятия. Рядом КИМ 10-50, судя по всему, единственный сохранившийся из примерно 500 малолитражек, выпущенных в 1940-1941 гг., гоночные машины. Такие "москвичи" помнят сегодня немногие.
Автомобили для кольцевых гонок - одна из интересных страниц летописи московского завода. Их на МЗМА (затем АЗЛК) строили почти два десятилетия. На "москвичах" заводские водители неоднократно выигрывали титулы и завоевывали призовые места на чемпионатах СССР. В 1965-м они занимали весь подиум чемпионата страны.
Если бы коллекцию в Текстильщиках пополнять, пока многие (уже не все!) модели можно разыскать в пригодном для реставрации виде, то для истории страны сохранилась бы уникальная экспозиция, ценность которой с годами будет только возрастать. Но весной нынешнего года о заводском музее вновь заговорили совсем по другому поводу. Судебные приставы и атлетического сложения господа, "почистив" витрины с экспонатами, пытались вывезти в неизвестном направлении и машины. Спасибо любителям старины и журналистам: через пару дней авто вернули.
Будущее полуразоренного завода неопределенно. А музея, на дверях которого замок? Решение напрашивается само собой: коллекцию, наверное, лучше всего передать самому крупному национальному техническому музею страны - московскому Политехническому. Причем вместе с "летающей тарелкой". Казино и ресторанов в Москве хватает, а автомобильные музеи в России можно сосчитать по пальцам. В одной только ФРГ, как недавно сообщал ЗР, их 170! В конце концов мы же не Иваны, не помнящие родства.
МУЗЕЙ АО "МОСКВИЧ"
Москва, Волгоградский пр., 42
(ныне музей не работает).
Редкий в России "Форд-А" - родственник первой модели московского завода. Закрытых машин в Москве не выпускали.
Гоночный "Москвич-Г5А" со 124-сильным двигателем объемом 1,8 л развивал 200 км/ч.