Заглушка-то маленькая...
КОГДА В МАСЛЕ "ТОСОЛ"
Похоже, охлаждение и смазка двигателя - темы, которые никогда не удастся закрыть росчерком пера! Они преподносят все новые сюрпризы.
...На этой "Ниве" я увидел расширительный бачок такого "радикально черного цвета", что в первый момент ахнул: "Господи! Неужто рационализаторы стали делать бачки из черного пластика? А как за уровнем жидкости следить?" Но никакого нового слова в технологии на деле не было. Отвернув пробку и подсветив переноской, увидел в бачке грязную жижу с пятнами масла, а на стенках - толстые наслоения непонятного "продукта". Консистенция зернистая, как у творога. Ковырнул отверткой - отслаивается. Что это такое? Я же не химик! Возможно, реакции при взаимодействии горячего масла с "Тосолом" или наоборот могут быть благодатной почвой для множества диссертаций, а мое дело - "лечить" двигатели. Снял пробку радиатора - так и есть: и тут "по горло" масла, оно ведь легче "Тосола" и собирается наверху.
Уровень масла в картере был в пределах меток - хозяин сказал, что всегда за ним следит. Тут мы ничего примечательного не нашли (забегая вперед, добавлю - к сожалению). Дело в том, что наиболее часто протечки масла в "Тосол" (в системе смазки ведь давление больше) случаются по прокладке головки блока. Вот ею и занялись. Сняли головку блока, внимательно осмотрели. Привалочные плоскости я тщательно проверил. Почти идеальные! Отклонения не больше 0,02 мм. На прокладке ни малейших следов масла. Правда, в редких случаях оно находит себе "дорожки" внутри прокладки, между слоями, что обнаружить довольно трудно.
Мотор собрали с новой высококачественной прокладкой и тщательно, гоняя его несколько раз минут по 15, промыли систему охлаждения. Чем? Водой с добавкой состава для мытья жирной посуды. Называть из рекламных соображений его не буду, тем более, что годится любой. Вскоре в системе не осталось следов масла. Залили свежий "Тосол", и клиент, включив музыку, счастливо уехал...
Но... "недолго длилось счастье Шнеерсона", как сказал бы известный в прошлом классик. Вскоре "Нива" попала в вязкую уличную пробку, где мотор начал перегреваться, пока явно не "запарил". Хозяин его выключил... и не описать глубину его чувств: в расширительном бачке снова появились пятна масла и черные кляксы грязи! Более того, уровень масла в картере стал выше. Чтобы не испытывать судьбу, хозяин притащил к нам "Ниву" на буксире. И наступила наша очередь огорчаться. Выходило, что в тот раз настоящий дефект не был найден, а это скорее всего трещина - либо в блоке цилиндров, либо в его головке. Отсюда мрачная экономическая перспектива: моим ребятам придется полностью разобрать мотор и "голые" блок с головкой отправить на специализированную фирму для опрессовки. Разумеется, теперь за наш счет, так что ночью мне не спалось...
А под утро - как током ударило. Осенило! Что, если на этой "Ниве" такая же беда, с которой я однажды, лет 20 назад, уже столкнулся? Словно на крыльях, прилетел в мастерскую. К счастью, мотор еще не успели снять. Тут я и говорю механикам: давайте, мол, заполним систему охлаждения доверху и опрессуем! Только сначала снимем крышку ГРМ, чтобы понаблюдать за технологическими заглушками головки блока (см. фото). Здесь три штуки.
Итак, приступили. Подняли давление... - и вот он, бальзам на сердечные раны ремонтника! Из одной заглушки "Тосол" ударил фонтаном, другая "засвистела" чуть слабее. Только третья оказалась целой. Осмотрев первые две, нашли в них трещины! Именно это и случилось в моей практике однажды, много лет назад. Дефект, видно, довольно редкий.
Устранили его примерно так же, как и тогда. Растрескавшийся центр заглушки высверлили и нарезали резьбу М14х1,5. Я выточил на станке две дюралевые резьбовые пробки, которые ввернули в отверстия заглушек. Конечно, предварительно их обезжирили и зафиксировали "холодной сваркой". Как написано в инструкции, подогрели феном, потом дали положенную выдержку, остудили. Часа через три снова опрессовали мотор - никаких утечек нет. Осталось слить грязный "Тосол" и промыть систему: метод уже описан. Наконец, залили новый "Тосол" и отдали машину владельцу. Тот привычно включил музыку... и лихо исчез за горизонтом. Теперь уже надолго. (Несколькими месяцами позже он заехал по совершенно другому поводу, а со смазкой и охлаждением - полный ажур!)
Так что же приключилось с заглушками? Дефект, повторяю, редкий. Убедился в этом, опросив друзей-ремонтников: большинство и не подозревает, что заглушки могут трескаться. Могу лишь высказать свои соображения. Как знать, не закладывается ли "предрасположенность" к этим трещинам еще при сборке головки на заводе, когда в отдельных заглушках почему-либо создаются высокие напряжения, усиливающиеся при перегреве двигателя? Или причина иная, например, какие-то партии заглушек сделаны из металла более низкого качества? Или оба фактора накладываются? Вопросы без ответов.
А вам пожелаю ни в какой ситуации не делать торопливых выводов. Не спешить с разборкой мотора, пока не проверены какие-нибудь маленькие заглушечки, пробочки, винтики-гаечки: ведь и они могут стать причиной больших неприятностей.