"континенталь" - от москвы до окраин
- Поздравляем фирму "Континенталь" с очень удачным завершением экспедиции журнала "За рулем" по маршруту Москва-Владивосток. Все покрышки "Конти" успешно выдержали испытание длиной 10 тысяч километров, где были разные дороги, не только асфальт - тяжелые грунтовые и гравийные, водные преграды.
Наша огромная страна испытывает большую потребность в шинах. Имеет ли "Континенталь" опыт работы на рынках такого масштаба, какие идеи вы можете предложить для России?
- Для меня большая честь дать интервью самому многотиражному автомобильному журналу в России и Европе. Рад, что для пробега из Москвы во Владивосток вы выбрали шины "Континенталь", и они оправдали ваши надежды, не подвели в ходе непростого и столь протяженного маршрута.
Наша компания одна из первых начала бизнес в странах Восточной Европы, включив предприятие "Барум" в состав "Континенталя". Скоро заработает совместное предприятие в Москве. Мы предоставили свои технические знания и опыт, Московский шинный завод - свои. Точно так же в свое время мы подходили к созданию совместных предприятий с чешским "Барумом" и словацким "Матадором", опираясь на опыт этих предприятий и особенности рынка. Полагаю, московские кадры помогут нам многое сделать для удовлетворения запросов российских потребителей.
- Да, это так, но марка "Гудьир" немного старше.
- Если судить по количественной стороне, мы не являемся лидерами. Но если обратиться к качеству и принять во внимание, что одно предприятие выпускает и зимние, и скоростные шины, а еще и для вседорожников, к тому же в сочетании с системами активной безопасности автомобилей, то можно смело утверждать, что с этой точки зрения мы - ведущее предприятие. На российском рынке "Континенталь" среди зарубежных марок - лидер. Теперь хотим производить шины на месте и тем самым укрепить свои позиции.
Чтобы обеспечить лидерство, делаем ставку на инновации в сочетании с совершенствованием уже известных продуктов. Напомню, фирма "Континенталь" первой стала делать шину, упругость которой поддерживалась воздухом, - ту самую камерную, знакомую всему миру. Мы всегда держали первенство в производстве зимних шин под маркой "Гиславед", которая принадлежит нашему концерну.
Кстати, наличие многих марок позволяет успешнее решать самые широкие задачи, развивая специализацию внутри объединения.
- Да, теперь в концерн входят и производители автомобильных компонентов. Это "Континенталь-Тевес" и "Континенталь-Темик" (Continental Teves и Continental Temic). Есть предприятия, специализирующиеся на выпуске скоростных и зимних типов шин. Замечу, что доля "Континенталя" в их мировом производстве составляет около 25%. Есть, разумеется, и производство шин общего назначения. Марку "Конти Тех" несет широкий ассортимент резинотехнических изделий и приводных ремней. Таким образом, у нас самый разнообразный спектр предложений для рынка, начиная с инновационных проектов и кончая обычными изделиями. Дальнейшие инвестиции будут касаться всех этих направлений.
Присутствие "Континенталя" пока не так заметно на российском и азиатском рынках, развивающихся очень стремительно. Мы намерены поддерживать их капиталовложениями. В частности, будем вкладывать средства в развитие Московского шинного завода. Рассматриваем предложение японских предпринимателей: с ними также возможна кооперация.
- Конечно, как россиянин, я хотел бы, чтобы планы "Континенталя" в отношении России успешно реализовались. Насколько быстро стоит ждать результатов?
- Рассчитываем, что первая шина нашего совместного московского предприятия выйдет если не к концу этого года, то в самом начале будущего. Мы не стали строить новый завод, а занялись реконструкцией и заменой старого оборудования - на это порой уходит времени больше, чем на строительство с чистого листа.
На первом этапе мы произведем 1,5 млн. шин. На втором - выйдем на проектную мощность и будем выпускать ежегодно 3,4 млн. покрышек. Замечу, что один из наших лучших европейских заводов "Барум" производит до 15 млн. шин. Такие объемы со временем станут реальны и для Москвы. Московский завод будет делать для российского рынка шины под марками "Гиславед", "Барум", "Континенталь", а также "Таганка". Потом придет время говорить и об экспорте.
Запланировано производство 10 типоразмеров шин, причем начнется оно с зимних размерностью 13, 14 и 15 дюймов для розничной продажи.
- Мы предпочитаем говорить о трех слагаемых качества автомобильного колеса. Первое - это, конечно, состав резиновой смеси, второе - рисунок протектора, наконец, третье - конструкция самой шины, то есть каркас, силовые элементы. Когда создается покрышка, прежде всего определяют, какой она должна быть, и в зависимости от этого стараются получить оптимальное соотношение качеств - улучшая одни свойства, неизбежны потери других. Например, чтобы повысить тормозные качества, нужен более выраженный рисунок протектора. Если стремятся избежать аквапланирования, потребуется совершенно иной рисунок. При проектировании шины помнят и о такой составляющей, как ее ресурс.
В нашем концерне сложились свои приоритеты. Покрышки фирмы "Унирояль" обладают улучшенными свойствами при езде по мокрой дороге, их даже называют "шинами дождя". "Гиславед" известен зимней резиной. "Континенталь" - скоростными шинами.
Важно иметь в виду еще одну особенность нашей работы. Каждая покрышка создается в тесном контакте с автопроизводителями, под конкретные особенности конкретного автомобиля. Мы получаем заказ и с максимальной возможностью реализуем его. Например, для "Порше" нужна шина с улучшенными свойствами для скоростного маневра, а поведение машины на мокрой дороге интересует заказчика в меньшей степени. Главное - скорость. Другой пример - распространенные в Европе компактные автомобили класса "Поло". Таким особая скорость не требуется, поэтому их комплектуют в основном покрышками "Конти-Эко-Контакт", способными уверенно удерживать автомобиль на дороге. Привлекательность нашего концерна для многочисленных клиентов как раз в том, что у нас самые широкие предложения для самых разных типов машин, разных дорожных и климатических условий.
Зимние покрышки, которые продаются в России, не продают в Германии и Европе - они шипованные, а смесь, из которой их делают, рассчитана на более низкие температуры. В России зима снежная, со льдом на дорогах, в Германии и Европе - чаще дождливая.
- Кстати, считаете ли вы оправданным появление шипованной резины в городах, где коммунальные службы убирают снег. Может, достаточно зимней резины без шипов?
- На этот счет есть разные мнения. В Норвегии, например, несколько лет назад запретили шипы. Вслед за этим кривая несчастных случаев, в том числе тяжелых, поползла вверх, и власти вновь вернулись к шипам. В крупных городах, где улицы убирают, больше аргументов против шипованной резины. И это правильно. Но не забывайте, что и в городах зимой часто бывает гололедица. В этом случае также лучше шипованные шины. Между прочим, последние делают на льду насечки, тем самым улучшая дорожное покрытие для тех, кто едет на нешипованных. Это так называемый эффект наждачной бумаги. Так что в определенных условиях использование шипованной резины бывает оправдано и может сыграть важную роль в безопасности на дорогах.
Применительно к Москве, мне кажется, совсем запрещать шипы не стоит, а вот период использования шипованной резины следует строго ограничить.
- Сейчас много говорят, что шины "умнеют". Может ли покрышка активно вмешаться в процесс управления автомобилем?
- Да, именно на этом основаны наши разработки последних лет. Возможно, вы слышали об автомобиле с тормозным путем всего 30 метров. Такого результата удалось достичь благодаря комбинации "умной" шины с "умной" тормозной системой. Но и это не предел. Мы готовы предложить инновации, способные сделать автомобиль еще более надежным и безопасным. У нашего концерна в этом плане наилучшие перспективы, поскольку мы сами производим и шины, и тормозные системы, и электронику. Все в наших руках.
- И последний вопрос: вы такой энергичный человек - возникает ощущение, будто сейчас сядете в автомобиль и куда-то помчитесь. Какой автомобиль вы предпочитаете?
- Мой любимый - это "Мерседес" S-класса. Но, когда я только начинал трудовую жизнь, у меня было поочередно три "Лады", которыми я остался очень доволен и с теплотой их вспоминаю.
В беседе принимали участие Маркус Бургдорф ("Континенталь") и Владимир Соловьев ("За рулем").
МАНФРЕД ВЕННЕМЕР
Родился в 1947 году в Германии. Окончил Мюнстерский университет по специальности "математика", а также высшую школу управления в Фонтенбло (Франция) по специальности "бизнес-администрация". Работал на руководящих должностях в ряде фирм в Германии и за ее пределами. В "Континентале" с 1998 года, вначале в качестве члена совета директоров, а с сентября 2001-го - председатель совета директоров и генеральный директор концерна.
Для "Порше" нужна скоростная шина. Это специализация марки "Континенталь".
Инновационная деятельность концерна "Континенталь" охватывает не только область шин. На фото единый стартер-генератор-демпфер, который с 2004 года будут устанавливать на малотоннажные грузовики "Джи-Эм".