Нержавейка
ПЛАСТИКОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ИЗ ТОЛЬЯТТИ
Несмотря на засилье стальных кузовов, немало конструкций из пластика было освоено в массовом производстве. Так, почти 20 лет выпускали мини-вэн "Рено-Эспас", есть и другие модели: к примеру, "Смарт". Наконец мода на пластик докатилась и до Тольятти. На местном автосалоне успехом пользовался автомобильчик со звучным именем "Сталкер". И не только из-за своего апельсинового цвета и утилитарно-колоритной внешности - его кузов сделан из пластика...
БАЙБЛЕНД
Автор проекта "Сталкер" - тольяттинская фирма "Апал", больше известная своим кузовным тюнингом. Один из партнеров "Апала" - фирма "Лада-Лист" наладила на импортном оборудовании производство пластикового листа на основе АБС (ацетат-бутадиен-стирол). А если в пластик добавить краситель, то получится окрашенный в массе материал требуемого цвета, вплоть до металликов.
Гранулированные исходные компоненты везут из Германии и Голландии, но уже появились отечественные аналоги. В зависимости от их сочетания можно выпускать материалы различного назначения - композиция из АБС и поликарбоната дает замечательный материал байбленд. Листы из него вовсю используют в строительстве, для термопакетов рефрижераторов и разной бытовой утвари.
"Апал" же делает из байбленда оригинальные элементы кузовного тюнинга и бамперы для модернизированной "десятки" (с буквой "Т" в индексе).
ЕСТЬ ИДЕЯ!
А что если кузов целиком сделать из пластика? Для реализации этой идеи взяли "жигулевскую" платформу, только колесную базу уменьшили на 150 мм. Двигатель - дизель ВАЗ-341 объемом 1,52 литра. Все агрегаты и пластиковая "одежка" "висят" на пространственной раме из стальных труб прямоугольного сечения. Чтобы заменить любой внешний элемент кузова, достаточно отвернуть саморезы. Вся скорлупа состоит из 50 деталей, изготовленных в пластиковых же пресс-формах методом вакуумной формовки на немецкой установке "Гейс".
"Сталкер" пока представлен с летней, легко складывающейся крышей-бикини, способной лишь защищать голову водителя и трех пассажиров от солнечных лучей. Предусмотрены жесткий (тоже легкосъемный) верх для зимы и тент с утеплителем для межсезонья. Снаряженная масса получилась чуть более 750 кг - неплохо для четырехместного автомобиля!
"СТАЛКЕР"
Пробная поездка на "Сталкере" вызвала в основном положительные эмоции - небольшой, легкий, юркий. Есть, конечно, и спорные моменты, но они больше касаются компоновки и никак не связаны с идеей пластикового кузова. Поэтому не будем пока ставить их во главу угла, ведь это только первый ходовой макет.
Особенно интересны, пожалуй, два наблюдения. Первое - кажется, будто на автомобиле стоит не дизельный, а бензиновый мотор. Машина оказалась вполне динамичной и показала неплохие скоростные характеристики. Второе - по плохим дорогам "Сталкер" идет гораздо быстрее, чем старушка "классика", не боясь выбоин и кочек. Этой резвостью он во многом обязан именно пластиковому кузову, снизившему массу автомобиля почти на четверть против железного родственника.
И тем не менее, идея проекта "Сталкер" не в том, чтобы явить миру пластиковый автомобиль как таковой - важнее показать новые возможности современных материалов и технологий. Машину можно сделать любую - задне-, передне- или даже полноприводную, дизельную или бензиновую. А платформу взять от подходящего серийного автомобиля. Впрочем, не возбраняются и оригинальные узлы, например, независимая подвеска. А если за основу использовать рамную конструкцию, как, например, УАЗ, то изготовить его пластиковый аналог гораздо проще, чем в варианте с несущим кузовом.
Итак, пока "Сталкер" имеет лишь свидетельство о рождении. Достигнет ли зрелости и получит паспорт - зависит от спроса. Ожидаемая себестоимость подобной машины при выпуске около 10 тысяч в год близка к 120 тысячам рублей. Удастся ли ей сломать железный стереотип? Скоро узнаем.
Крыша "бикини" - летний вариант.
Приборная панель проста и лаконична, как и вся машина.
Под капотом "Сталкера" дизель ВАЗ-341.
Своей резвостью "Сталкер" во многом обязан пластиковому кузову.