На вкус и цвет...
КОРОЛЕВЫ КРАСОТЫ
Представления о красоте меняются - время, прогресс, мода делают свое дело. Вспомним, скажем, атлетический женский тип сороковых годов, сегодня известный большинству живущих по фильмам той поры, фотографиям, картинам. И взглянем на сегодняшние обложки модных журналов - их украшают дивы с почти мальчишеской фигурой. Но истинные ценители автомобильной красоты, для которых незыблемы "вечные ценности", с ежегодным постоянством проводят конкурсы элегантности, где фигурирует и прошлое, и настоящее. Наиболее известны и авторитетны два-три из них, прежде всего, парижский Louis Vuitton Classic. О значимости его можно судить по спонсорам. Французский конкурс патронируют "Зенит" - король швейцарской империи часов и концерн "Даймлер-Крайслер". А главный спонсор, имя которого дало название шоу, - Луи Виттон широко известен в светских кругах безумно дорогими кожаными портмоне, дамскими сумочками и аксессуарами.
Публика на салон съезжается самая разная: от стареющих плейбоев и молодых франтов до телезвезд и финансовых воротил. Экспонаты под стать: "Майбах-Цеппелин DS8" образца 1933-го соседствует с концептуальным кабриолетом "Мицубиси-SUP" 2002 года "издания". Глаз, налюбовавшийся формами "Испано-Сюизы Н6В" родом из тридцатых, выхватывает в толпе машин автомобиль будущего - "Мерседес-Бенц F400 Карвинг".
Расставить приоритеты доверяют профессионалам, среди которых и живые легенды - такие, как итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро. Места в жюри зарезервированы и для ведущих стилистов известных фирм - "Рено", "Фольксвагена", БМВ, "Мицубиси" и других. По правилам одна модель может участвовать в конкурсе лишь единожды - соответственно, в разное время призы достаются разным машинам. В последние годы наиболее яркими экспонатами признавали "Крайслер-300B" 1956 года, "Альфа-Ромео 6С 2500" 1948-го и гоночный "Мерседес-Бенц W196", чьи золотые годы пришлись на середину пятидесятых.
В первую очередь судей привлекают модели, давно ушедшие в историю. Но это вовсе не значит, что не будут замечены старания современных дизайнеров. Если ориентироваться на мнение жюри другого авторитетного конкурса - "Самые красивые автомобили года" (The World's Most Beautiful Automobile), проводимого в Италии, то наиболее грациозный автомобиль 2002 года в классе "люкс" - " Бентли Арнаж Т". Среди "малышей" приза за элегантность здесь удостоился " Ситроен С3", в среднем классе победу праздновала " Лянча Тезис", а самым красивым спорткаром назвали "Феррари-575 Маранелло".
Наверняка, кто-то из нас предложил бы еще пару кандидатов на пьедестал, ведь на вкус и цвет...
ГАДКИЕ УТЯТА?
Порой одного взгляда на машину достаточно, чтобы понять - это моя мечта. А вот промахи дизайнеров быстро ставят крест на карьере автомобиля.
Так было с "Понтиаком-Ацтек", дебютировавшим в 1999 году. Ни многофункциональность, ни шумная рекламная кампания не помогли завоевать покупателей. Результаты опроса автомобилистов США, в один голос назвавших машину уродливой, заставили снять ее с конвейера менее чем через год!
Не слишком удачна судьба мини-вэна "ФИАТ-Мультипла", объемы продаж которого оказались существенно ниже запланированных. Стоило "Мультипле" появиться на публике, как острословы прозвали его дельфином. Впрочем, менее терпимым претит даже сравнение машины с этим гармоничным животным. В итоге ФИАТ обещает вскоре заменить "Мультиплу" на мини-вэн с внешностью в духе "Стило".
Примеров спорной стилистики немало. Взгляните на "Исудзу-Веикросс". Футуристический дизайн позволил серийному вседорожнику 1997 года "без грима" сняться в космическом боевике "Миссия на Марс", где машина играла роль средства передвижения будущего.
Отвлечемся теперь от конкретных примеров, отметив только, что художникам порой изменяет чувство меры. В стремлении придать машине неповторимый облик они увлекаются эклектикой, соединяя разнородные элементы стилистики. Впрочем, еще неизвестно, как будут оценивать ту же "Мультиплу" лет этак через пятьдесят. Возможно, отметят медалью за храбрость и новаторский для своей эпохи стиль. Время нередко многое переоценивало, и иные "гадкие утята" стали классикой автомобильного дизайна. А внуки создателей этих машин старательно "кроили" по ним "ремейки". Вспомним культовые ныне "Ситроен-2CV" или "Фольксваген-Жук", при рождении вовсе не слывших красавцами...
Мнение обывателей не всегда совпадает с оценками профессионалов. Последние считают "Бентли-МК VI" 1947 года с кузовом парижского ателье "Френе" одним из самых красивых автомобилей мира, но с этим не согласны многие поклонники
современного стиля.
Стремительность, агрессивность и в то же время изящество - стиль "Феррари-575 Маранелло".
"ФИАТ-Мультипла": от любви до ненависти один шаг.
Конечно, в качестве концепт-кара, призванного привлечь публику на стенд автосалона, "Исудзу-Веикросс" хорош. Но мало кто мог предположить, что экстравагантный, эпатирующий дизайн без серьезных коррективов достанется и серийному автомобилю!
Превратиться из гадкого утенка в прекрасного лебедя "Ситроену- 2CV", может, и не удалось, но стать одним из самых известных и даже обаятельных автомобилей последнего времени - вполне.