Фокальная партия
Вот и не поговорить ли нам об акустике на примере продукции французской фирмы "Джей-Эм Лаб" (JM Lab)? Той, которая делает динамики, сабвуферы и акустические системы с лейблом "Фокал" (Focal).
Национальная принадлежность фирмы-производителя всегда накладывает отпечаток на свойства конечного продукта - не путать с его качеством! Это в полной мере проявляется на примере изготовителей автомобильной аудиоаппаратуры. Скажем, немцы, следуя пресловутой педантичности и точности, а также определенной резковатости собственной речи, выпускают и соответствующую акустику - она звучит четко, отрывисто, но - по правилам! Американцам свойственна любовь к спецэффектам и громким фейерверкам - комментарии ни к чему... Японцы - те делают эдакие удобные, надежные, функциональные изделия, похожие как друг на друга, так и на конкурентов с соседних материков. Ну, а французы...
Французы - это жизнелюбие, влечение к прекрасному, стремление получать и дарить радость: вспомним их парфюмерию, косметику, моду. В подобном духе они выпускают изделия для, скажем так, акустического и эстетического наслаждения. Более того, из любви к жизни и творчеству они пользуются всегда только собственными разработками и технологиями, не пытаясь по примеру большинства других производителей перекупать или заказывать модели на стороне, выдавая затем готовый продукт за собственную разработку.
А теперь обратимся к модельному ряду. В нем всего четыре линейки, каждая из которых характеризуется конструкционными материалами диффузоров и корзин динамиков. Размеры разные, наиболее популярны стандартные - 16 и 13 см. Для сабвуферов ряд другой - причем если у большинства производителей в ходу размеры 20, 25 и 30 см, то французы предпочитают соответственно 22, 27 и 33 см. Напомним, что качество воспроизводимых нижних частот напрямую зависит от диаметра диффузора и его хода.
Младшая линейка "Аксесс" (Access) - это сочетание достаточно высокого качества звучания с небольшой стоимостью. Из "компонентников" отметим модель 165А, из "коаксиальников" - ее коллегу 165СА. А сабвуферы в этой линейке представляет 27 lux: готовая установка выделяется своей внешней деревянной отделкой - конкуренты обычно обивают корпуса ворсовой тканью.
Следующая линейка - "Полигласс" (Polyglass) недавно подверглась обновлению, обретя более прочный материал диффузоров, литые корзины и никелированную заднюю часть, что придает всему изделию в целом весьма заметный облик. Отметим стоящую особняком модель 130 V Slim: примененный здесь необычно мощный магнит позволил обойтись очень малой посадочной глубиной. Сабвуфер 33V2 - это впечатляющих размеров изделие с двумя магнитами и парой звуковых катушек. Подобная схемотехника позволяет, в частности, пользоваться одним усилителем в компании с несколькими сабвуферными головками, одновременно повышая или понижая их суммарное сопротивление до требуемой величины. На базе новой трехкомпонентной модели 165V3 уже можно строить аудиосистемы, превращающие, скажем, кабриолеты в эдакие передвижные дискотеки... Для открытых машин очень важно учитывать специфику работы конечных источников звука, не провоцируя их перегрев, коррозию, перегрузку и т. п. Установщики утверждают, что с этой моделью подобных проблем не возникает.
Переходя к линейке К2 Power, немного отвлечемся и поговорим... о кевларе! Конечно, в динамике нет маловажных элементов, но звук излучает все-таки диффузор. При этом совершенно очевидно, что идеальный материал, из которого его изготавливают, как бы вообще не может существовать, поскольку должен обладать совершенно взаимоисключающими свойствами: быть максимально легким и предельно прочным. И - никаких местных деформаций, изгибов, короблений, никаких собственных резонансов! От резонанса, понятное дело, не спрячешься, но тогда, будьте любезны, уберите все посторонние и бесконтрольные колебания и трепыхания, звуки и призвуки! Короче говоря, вот вам, господин диффузор, импульс от звуковой катушки, а вы его трансформируйте в собственное перемещение, причем тютелька в тютельку, как жесткое тело с исчезающе малой массой из учебника физики...
Короче говоря, для решения этой задачки французы применили кевлар, точнее - некий сэндвич из кевлара, пены и стекловолокна. Жесткость такого бутерброда на порядок выше, чем у его отдельных компонентов - живым примером может служить трехкомпонентная система 165 К3. А если хочется чему-то очень сильно удивиться, то нужно просто посмотреть на сабвуферный динамик 46КХ. А также, пока никто не видит, попытаться его приподнять... Черно-желтый гигант диаметром с сомбреро, с батареей цилиндрических магнитов - кстати, большие объемы для работы ему в общем-то и не нужны. А рядом - эдакий мини-сабвуфер 13KS: его диаметр всего 13 см... Такова серия К2 Power.
То, что связано с линейкой "Утопия" (Utopia), вполне соответствует ее названию. Выше неба, чернее черного, за горизонтом, в погоне за тенью - все эти эпитеты не преувеличение, поскольку серия задумывалась как намек на эдакий суперэлитный закрытый клуб, в который стоит очередь из новых русских, пишущих номера на ладонях... Тут французы, как говорится, выложились - лучше им сегодня не сделать, да и остальным, наверное, тоже. Демпферы на магнитной жидкости, купола вогнутой формы из оксида титана, катушки без металлических сердечников, намотанные толстенным медным кабелем, раздельная регулировка высокочастотного и мид-басового звена - все это воплощено в компонентном наборе 165 W3. Можно также обратить внимание на низкочастотную головку 38WX - представительница той же "утопийной серии" прекрасно работает в небольших корпусах фазоинверторного типа.
Такие вот "фокальные" данные у жителей солнечной виноградной страны.
НАША СПРАВКА
Жак Мауль (Jacques Mahul) был помешан на технике "Хай-Фай" (Hi-Fi) уже с юности. Производители динамических головок не спешили, однако, внедрять в жизнь его идеи, а потому в 1979 году он основывает собственную компанию Focal - JMLab, в которой начинает производить первые динамические головки с маркой "Фокал", используя для начала мастерскую своего отца в городке Сан-Этьен (это чуть южнее Лиона). Изделия понравились ведущим мировым производителям акустики, однако вскоре мсье Мауль начал производить и свои собственные АС под маркой JMLab.
В 1992-1993 гг. пришел первый крупный успех: АС "Вега" и "Алькор" получили в Японии звание "Лучший компонент года". До того французская аудиопродукция так высоко не котировалась. А в 1995 году появилась первая "Утопия" - самый амбициозный проект Мауля, положивший начало самым-самым "крутым" разработкам компании. С тех пор этот брэнд неизменно входит в пятерку лучших АС мира, а новый флагман компании - "Гранд Бериллиум" (Grand Utopia Berillium) по технологическим решениям обогнал своих конкурентов на несколько лет.
Сегодня по объему производства динамических головок и акустических систем компания занимает первое место во Франции и третье в Европе.
На заводах "Фокала" занято около 250 рабочих и служащих - их усилиями в год производится более 1 600 тысяч динамических головок и 240 тысяч акустических систем.
Focal 38WX так и просится на сцену: жаждет света, украшений и, конечно же, музыки. И цена "доступная" - 107 евро.
Focal K2 Power Subwoofer 13KS - лилипут среди сабвуферов. Всего-то 13 см - и всего-то 165 евро.
Focal Polyglass Caisson SB 33V2 - два магнита, две звуковые катушки... А цена одна - 499 евро.
Сабвуфер, "готовый к употреблению", - это Focal Access Caisson 27 R lux. Цена - 257 евро.
Focal 165 W3 из серии "Утопия" - это потолок сегодняшних возможностей фирмы. Впрочем, говорят, что Utopia давно не обновлялась, поэтому скоро появится нечто совсем новое... А пока что, готовьте 897 евро.
Представители линейки
"Аксесс" (Access) - "компонентники" Focal Access 165А стоимостью 177 евро...
Focal 165 К3Р - представитель серии К2 "Пауэр" (К2 Power). Кевлар, пена, стекловолокно - всего на 925 евро.
Focal K2 Power Subwoofer 46КХ... Ну очень солидное изделие - и по виду, и по массе, и по звуку. Цена под стать - 985 евро.
АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ