Есть ли толк от спутника?

ЕСТЬ ЛИ ТОЛК ОТ СПУТНИКА?

СИСТЕМЫ С РАДИОКАНАЛАМИ

Причем успешно - по данным ГИБДД, с января по сентябрь 2003 года в одной только Москве похищено 11 тысяч автомобилей. Более того - из десяти похищенных восемь исчезают бесследно. А потому проблема становится как бы неподъемной.

А что происходит по эту сторону? Подавляющее число "охранок" и "противоугонок" создают лишь иллюзию безопасности - зато появилось множество систем, где передача информации осуществляется по радиоканалу. Ниже - краткий рассказ об их реальных "талантах", проанализированных специалистами из МВД.

КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?

Системы определения местонахождения объекта - читай, пропавшей машины - можно разделять по разным признакам. Если говорить про охват территории, то выделим глобальные, работающие на весь земной шар, региональные, рассчитанные на отдельные регионы, и локальные - городские, областные и т. п. Глобальная система определения местонахождения - GPS (GLOBAL POSITIONING SYSTEM) - была разработана в США и действует при помощи 24 спутников, которые, перемещаясь по орбите, передают радиосигналы на Землю. Сигналы поступают на вход приемника GPS, а процессор, вмонтированный в этот приемник, вычисляет координаты объекта с точностью до нескольких десятков метров, где бы он ни находился. В мае 2000 года правительство США отменило ограничения на точность GPS, а потому в настоящее время координаты высчитываются с погрешностью в единицы метров.

Отличие региональных систем от глобальных - в меньшей зоне охвата. Здесь для передачи данных могут использоваться ресурсы сотовых и других сетей. Что касается локальных систем, то они действуют в рамках ограниченной зоны - например, города и окрестностей. В частности, российская система ARKAN действует на территории Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Если начать подсчитывать методы определения координат объекта, то их окажется тоже три: методы приближения, навигационные и определения местонахождения по радиосигналу. Для реализации первых нужна сеть контрольных пунктов - чем их больше, тем система точнее и, увы, дороже. Типичный пример - комплекс аппаратуры оперативного розыска и задержания угнанных транспортных средств (КОРЗ). Посты ГИБДД оснащались аппаратурой, позволяющей принудительно остановить угнанный автомобиль при его появлении в зоне радиовидимости. Понятно, что система КОРЗ не нашла широкого применения в условиях мегаполиса - ну что стоит угонщику объехать "вредный" пост?

Навигационные методы подразумевают измерение параметров движения автомобиля с помощью различных датчиков. Их преимущество - эдакая самодостаточность, недочеты - низкая надежность, невысокая точность, большие габариты и высокая стоимость бортовой аппаратуры. В общем, сегодня их практически и не встретить. Что касается поиска машин, оснащенных радиомаяком, то его можно вести с применением радионавигации, радиопеленгации, а также пейджинговых и GSM-сетей.

Радионавигация основана на использовании сигналов спутников NAVSTAR (США) и ГЛОНАС (Россия). NAVSTAR - это невысокая стоимость и приемлемая погрешность определения координат (40-50 м) плюс, увы, низкая помехозащищенность: оба используемых канала (GSM, GPS) могут быть легко подавлены. Кроме этого, необходима прямая радиовидимость спутников GPS приемниками - в городе это тяжеловато... Наконец, отсутствие каких-либо гарантий от владельцев NAVSTAR не может свидетельствовать в пользу ее надежности. Так во время последней американо-афганской стычки янки взяли и просто выключили свои спутники... Где гарантия, что завтра они не сделают это опять?

Метод радиопеленгации основан на приеме и обработке сетью пеленгаторов радиосигналов от передатчиков, установленных на автомобилях (системы ARKAN, "АВТОЛОКАТОР", "ЛОДЖЕК"). При использовании стационарных пеленгаторов (ARKAN) координаты подвижных объектов вычисляют, ориентируясь на измеренные пеленгаторами параметры сигнала. Недостаток - дорогое стационарное оборудование. Достоинства - высокие помехозащищенность и быстродействие, а также отсутствие зон неуверенного приема в городской застройке. Средняя погрешность местонахождения на сегодня не превышает 80 м, что сравнимо с аналогичным показателем систем GPS.

Примером использования мобильных пеленгаторов могут служить системы "ЛОДЖЕК" (Москва) и "АВТОЛОКАТОР" (Москва). Американский "ЛОДЖЕК" развернут в Москве с 1995 года, но широкого распространения не получил - слишком много явных тактических и технических просчетов. Так, маломощные заградительно-шумовые помехи способны полностью дестабилизировать работу системы, а владелец автомобиля может узнать об угоне слишком поздно.

Пример более эффективного использования пеленгации - система "АВТОЛОКАТОР", которую применяют в Москве и Подмосковье. В городе точность подобных систем составляет примерно 400 метров. Далее с помощью пеленгаторов, установленных на машинах, определяется точное местонахождение объекта. Преимущество здесь в том, что система обладает значительно большей "живучестью" по отношению к организованному противодействию и позволяет эффективно использовать милицейские подразделения для поиска автомобиля.

ЧТО ВЫБРАТЬ?

Самый важный параметр системы с радиоканалом - ее устойчивость к преднамеренным помехам. Наиболее уязвимы в этом случае системы с приемником на охраняемом объекте для принятия запроса или определения координат по сигналам от спутников - "ЦЕЗАРЬ САТЕЛЛИТ", "СТАРКОМ", "НАВИГАТОР", "ЭСКОРТ" и др. Например, при помощи источника имитационно-шумовой помехи (мощность передатчика около 2 Вт) удается подавить GPS- и GSM-приемники в радиусе до 3 км в городских условиях. По этой причине спутниковые навигационные системы не рекомендуются ни для охраны имущества, ни в системах обеспечения безопасности, ни при транспортировке специальных или опасных грузов и ценностей.

Беззапросные системы типа ARKAN или "АВТОЛОКАТОР" находятся в лучшем положении. Среди них наиболее защищенные - системы, применяющие цифровые сигналы с большой базой и предназначенные для работы при шумах. Пример - все тот же ARKAN.

Следующий параметр - точность определения местонахождения охраняемого мобильного объекта: чем она выше, тем надежнее и эффективнее система в целом. Точность пеленгационных систем в мегаполисе составляет 50-100 метров, а спутниковых - не хуже 50 метров при обычном режиме работы и 10-15 метров - при дифференциальном.

Самый понятный параметр - это, конечно же, стоимость потребительского комплекта. Для беззапросных систем она наименьшая, поскольку, кроме системы доступа и радиомаяка, комплект не содержит компонентов, удорожающих его стоимость. Но в любом случае конкретные расценки зависят от выбранного клиентом тарифа и должны уточняться "по месту".

Параметр надежности в основном зависит от сложности системы. Напомним, что с запросным или спутниковым каналом ее устойчивость к организованным помехам самая низкая, а среди беззапросных наибольшей надежностью обладает система типа ARKAN, работающая с цифровыми сигналами с большой базой.

Время непрерывной работы пользовательского комплекта - параметр, позволяющий судить о том, насколько долго будет посылаться тревожное сообщение при отключении основных источников питания (штатного аккумулятора в автомобиле, электрической сети на стационарном объекте). Для беззапросных пеленгационных систем типа ARKAN или "АВТОЛОКАТОР" это время максимально и может составлять от 3 до 10 суток в автомобильном варианте и до нескольких суток для индивидуального использования.

Таким образом, наиболее эффективны беззапросные широкополосные системы передачи информации, использующие стационарные пеленгаторы и сложные цифровые сигналы, позволяющие определять координаты радиомаяка в условиях имитационно-шумовых помех. Они обладают наибольшей пропускной способностью, надежностью и достаточно точны. Стоимость всей системы оказывается наименьшей, как и стоимость конкретного пользовательского комплекта.

Редакция благодарит лабораторию испытаний ГУ "ЦСА ОПС" ГУВО МВД России за помощь в подготовке статьи.

Подпишитесь на «За рулем» в