На газе все спокойно

НА ГАЗЕ ВСЕ СПОКОЙНО

НОВЫЕ СОБСТВЕННИКИ. ЧТО МЕНЯЕТСЯ

В нынешнем, к примеру, поводов для этого было предостаточно: запустили в серию обновленную, бесшкворневую "Волгу", потом рестайлинговую "Газель", на Московском автосалоне показали несколько новинок... Об этом писали газеты, рассказывали телевидение и радио, чтобы через пару дней вообще забыть о заводе. До следующего салона или громкого повода. А ведь там, за многокилометровым забором в Нижнем, что-то да происходит!

Мы отправились за ворота проходной, украшенной бессмертным лозунгом "Качеству продукции - рабочую гарантию!"...

ПО ПЛАНУ - ПОДВИГ

Управление конструкторских работ размещается в одном из зданий, построенных больше полувека назад. Первое впечатление - время тут застыло: стены покрашены какой-то казарменной краской, многие специалисты по-прежнему склоняются над кульманами (казалось, молодые даже слов таких знать не будут!)... И все же в старом здании, без сомнения, жизнь не прекращалась. В последние годы на научно-исследовательские и конструкторские работы здесь выделяли немалые средства: 338 млн. руб. в прошлом году, свыше 400 млн. - в этом. И что удивительно - все запланированное сделали. И на будущий год - снова планов громадье.

- С января в серию пойдет GAZ 31105/">GAZ 31105, - рассказывает и. о. главного конструктора легковых автомобилей Борис Кундыш. - Его отличают новые облицовка радиатора, бамперы, крылья и капот, новые светотехника, ручки и замки дверей фирмы "Брано" (Чехия), а еще рулевая колонка, подрулевые переключатели и само рулевое колесо. Выключатель зажигания - от GAZ 3111 - переместился вверх на 45° (нас всегда критиковали: ключ в случае аварии может травмировать ногу). В салоне - новые сиденья с менее жесткой подушкой, у спинок появились боковые элементы.

Будут продолжены работы и по вседорожнику ГАЗ-3106, который очень тепло приняли на Московском автосалоне. Надеемся, что в будущем году доведем его до промышленного производства.

Полон энтузиазма и его коллега Олег Филимонов, главный конструктор грузовых автомобилей.

- Только что прошла большая модернизация семейства "Газель", теперь дошла очередь до других. Со следующего года автобусы ГАЗ-37025 будут оснащать АБС фирмы "Бош", а двигатель ГАЗ-560 станет соответствовать нормам Евро III (бензиновые - Евро II). Не забыты большие грузовики - идет работа над городским среднетоннажным "Валдаем". Его планируют поставить на производство к концу 2004 года. Полагают, что спрос на него будет в пределах 20 тыс. в год.

Но есть и другие новости. Развивается собственное производство запасных частей и одновременно налаживается сеть их цивилизованного сбыта. С переменным успехом (но постоянно!) идет борьба с "пиратами" - теми, кто занимается изготовлением самодельных модификаций автобусов на базе грузовиков ГАЗа. И, самое главное, предприятие второй год работает с прибылью, а средняя зарплата рабочих выросла до 7 тыс. руб.

- Конечно, нельзя сказать, что все идет гладко, - считает генеральный директор Алексей Баранцев. - Техническое перевооружение - дело в общем-то не сложное - были бы деньги, а вот изменить мышление людей, которые привыкли просто приходить на работу, не задумываясь о ее смысле, назначении - куда сложнее. Не бывает такого, чтобы пришел добрый дядя, назначил всем высокую зарплату, и тут же сама по себе появилась качественная продукция. Создать по-настоящему хороший автомобиль - сложнейший процесс. Здесь мы только в начале пути.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Многие наши люди старшего и среднего возраста помнят знаменитое буквосочетание НОТ. Лет 20-30 назад всем нам уши прожужжали: научная организация труда, научная организация труда... Диссертации на эту тему даже не писали, а пекли, художественные фильмы пытались снимать. Только все это забыто. Может, к сожалению, поскольку в мире научную организацию труда никто не отменял. На ГАЗе с весны снова пытаются взять на вооружение передовую технологию организации производства. В качестве консультантов пригласили специалистов американской компании Yomo Consulting, имеющих опыт подобной работы более чем в 100 фирмах всего мира, в том числе и в "Тойоте".

Для начала выбрали эталонный участок - им стал конвейер сборки кабин ГАЗ-3302 в сборочном цехе № 3 производства грузовых автомобилей. С марта американцы пристально наблюдали за его работой, а потом стали вносить изменения, поначалу незначительные. Например, рабочий, который устанавливает замки дверей кабины, использует для этого более двадцати деталей, лежащих на двух столах и тележке. За время операции он четыре раза должен проходить туда-сюда и дважды наклоняется. Сейчас последовательность операций изменена, рабочее место переоборудовано, а детали уложены в одну ячейку специального ящика. В результате за полгода производительность труда в смену выросла с 98 до 116 кабин (при той же численности работников), а количество кабин, принятых в ОТК с первого предъявления, увеличилось с 3 до 60%! К середине будущего года, согласно контракту, объем производства на эталонном участке составит 140 кабин в смену, приемка продукции с первого предъявления возрастет до 75%, будут исключены простои конвейера... А если так по всему заводу?

ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ

Сегодня любой автосборочный завод - это верхушка огромного айсберга. Тот же ГАЗ (завод - чистейшей воды продукт советской экономики, здесь есть все - от литейки до производства инструментов) 75% комплектующих получает извне - от 1500 поставщиков. Изделия их - увы! - не всегда вписываются в рамки требований ISО, а то и вовсе никаким нормам не соответствуют.

Примерно раз в месяц руководители завода собирают поставщиков. Совершенно случайно пришлось на одном таком "производственном совещании" присутствовать. Честно говоря, чувствовал себя там крайне неуютно. Директор торгово-закупочной компании ГАЗа Геннадий Буфалов сразу обозначил ориентиры: "Наш завод - не помойка, и мы не дадим сливать сюда негожие отходы! Если кто этого не понял - будем расставаться. Немедленно!" И дальше прошел вдоль выложенных у стола президиума бракованных деталей, тыкая в ту или иную. Болты от завода "Красная Этна", которые можно выбросить через несколько дней после установки; стеклоподъемники из Павлова, что не поднимают стекол; зеркала заднего вида с трещинами из Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Там же никуда не годные хомуты из Батайска и Нижнего, растрескавшиеся шланги ("Резинотехника" из Саранска), неработающие блоки реле (тот же Нижний), тормозные трубки без резьбы у штуцера, некондиционный прокат ("Северсталь")... Седые дядьки - директора заводов, как провинившиеся школьники, вставали с мест, пытаясь объяснить причины брака, и обещали исправиться в кратчайшие сроки...

- Мы просто вынуждены вести себя так агрессивно по отношению к поставщикам, - как бы извиняясь, объясняла потом директор по качеству ГАЗа Светлана Шидловская. - Иначе нас просто с рынка сметут. "Агрессия", кстати, дает свои плоды - количество рекламаций в 2002 году по сравнению с 2001-м снизилось в два раза, а за девять месяцев этого - еще на четверть. Несколько раз приходилось идти и на крайние меры - менять поставщиков. Например, было много рекламаций по датчикам расхода воздуха из Арзамаса. Нашли другого поставщика в Калуге; там конструкцию детально переработали, и сразу количество рекламаций снизилось - со 186 в месяц (в среднем) в 2002 году до 12 - в этом, а за последние месяцы и вовсе ни одного отказа не было. Мы находимся в очень жестких условиях и другого пути у нас просто нет.

...Три года назад на ГАЗ пришли новые собственники - "Базовый элемент". По признанию его руководителей, два года ушло на расчистку авгиевых конюшен. За первый удалось избавиться от бартерных и вексельных схем, за второй - стабилизировать производство. Только на третий год, сменив две команды менеджеров, перешли к реструктуризации производства, сумели модернизировать автомобили семейств "Волга" и "Газель", повысить качество сборки. Теперь главная задача, по мнению А. Баранцева и его команды, - изменить отрицательный имидж автомобилей ГАЗ, который сложился за годы экономического спада в стране. "Если мы не сможем этого сделать - потребитель просто проголосует рублем за импортную продукцию", - уверена С. Шидловская.

Сегодня эту простую истину на ГАЗе, кажется, уже поняли все и взялись что-то менять. Одно уже получается, другое, третье - пока нет, но постоянная, часто невидимая работа идет. Человеку со стороны может показаться, что на заводе все спокойно и ничего не происходит. Это - не так.

Подпишитесь на «За рулем» в