Осеннее обострение
Год подходит к концу, можно подводить предварительные итоги продаж на автомобильном рынке. Увы, для большинства его клиентов итоги безрадостны - цены растут! А вот многие иностранные производители могут ликовать. Что касается отечественных автогигантов, то осень для них стала тревожной...
ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ЕВРО
Эта тенденция обозначилась еще в прошлом году, а в этом не заметить ее мог только незрячий: российские автомобилисты начали пересаживаться с подержанных иномарок и новых отечественных авто на новые импортные, причем их не останавливают даже растущие цены. За девять месяцев уже приобретено больше иномарок, чем за весь прошлый год - 135 тысяч, и это не предел: в осенние месяцы россияне покупали в среднем по 25 тысяч новых иностранных машин (раньше - 10-15 тыс.).
Аналитики уже успели подсчитать: на покупку новых автомобилей наши граждане в этом году потратят около 12 млрд. долл. - на 10% больше, чем в прошлом. Видимо, в денежном выражении доля рынка новых иномарок впервые догонит долю новых отечественных (37-38%). И это при том, что иномарки стали дороже!
Примеров много, остановимся на нескольких.
СП "Джи-Эм-АвтоВАЗ" не сдержало обещания сохранить цену на вседорожник " Шевроле Нива" до конца года. Нет, формально она осталась той же - 8499, но уже не долларов, а евро. Соответственно теперь автомобиль 2004 модельного года обойдется уже в 10 тыс. долларов! Руководители СП объясняют это тем, что многие поставщики комплектующих выставляют счета в евро. Аргумент более чем сомнительный - львиную долю комплектующих, как известно, на СП поставляет АвтоВАЗ, который по закону обязан вести расчеты внутри страны только в рублях. На долю же иностранцев остаются мелочи типа ремней-прокладок-сальников. Скорее, на повышении цены сказалась модернизация (теперь, например, в "базе" - зеркала с электрической регулировкой), а еще желание заработать на волне покупательского ажиотажа.
По последней причине в этом году слегка "подвинулись" в цене и другие популярные иномарки. По 500 долл. в среднем прибавили все варианты "Тойоты-Королла" и " Хёндэ Гетц" (формально более богатой стала базовая комплектация), на 300 долл. - " Хёндэ Акцент" (объясняют тем, что взвинтила цену за доставку машинокомплектов железная дорога). Но, несмотря на все это, купить с ходу популярную модель не удастся: на все - очередь. Заказанные в октябре " Форд Фокус", " КИА Рио", " Хёндэ Акцент" и "Гетц", а также " Мицубиси Лансер" можно будет получить лишь в декабре.
Отметим одну особенность нашего рынка: наибольшим успехом пользуются не европейские, а азиатские модели. За девять месяцев продажи у "Хёндэ" выросли в 2,2 раза, у КИА и "Сузуки" - в 2, у "Хонды" - в 1,6. В то же время у "Фольксвагена" - падение спроса на 20%, а у "Шкоды" - и вовсе на треть. Аналитики утверждают: во всем "виноват" евро, а также возросшее качество азиатских машин. Говорят даже, что вдохновленная успехом "Тойота" рассматривает возможность строительства завода в России.
О своих планах открыть у нас производство, пусть и осторожно, но снова заговорили на "Фольксвагене". А южнокорейская "KИА моторс" подписала соглашение о начале сборки с ноября 2004 года в Ижевске своей модели "Спектра" (пока она именуется "Сефия" или "Шума").
ПРОИГРЫВАЕМ, НО НЕ СДАЕМСЯ
А вот производство отечественных машин за девять месяцев сократилось на 7,3%. Так, АвтоВАЗ в январе-сентябре 2003 года сократил выпуск до 515,8 тыс. машин (за тот же период прошлого года - 574,3 тыс.). Меньше выпущено автомобилей "десятого" семейства (160 тыс. против 176), снизился и экспорт (с 72 до 70 тысяч). Правда, специалисты полагают, что выпуск легковых автомобилей в России все же превысит прошлогодний, но только за счет "Ижамаша" и собранных у нас иномарок (их должно быть произведено около 60 тыс. против 11 - в 2002-м).
Тем не менее пока наблюдается достаточно стабильный спрос на автомобили марки "ВАЗ" практически во всех регионах; остатки на площадках дилеров по-прежнему в пределах нормы. По уверениям управления маркетинга АвтоВАЗа, в начале ноября они были на уровне 45 тыс. автомобилей (в прошлом году в это время запасы доходили до 90 тыс.). Но ноябрь по традиции считают "провальным" для продаж месяцем, обычное же "оживление рынка" наступает в канун Нового года. Повторится ли такое в нынешнем сезоне ?
Цены на "тольяттинской площадке", выросшие в начале октября, сделали поездку за автомобилем в Тольятти этой осенью бессмысленной. Зато в регионах они несколько снизились, и по некоторым моделям стоимость "лад" в Тольятти даже выше, чем в других областях России (бывает и такое!). Средневзвешенные цены на самую доступную раньше модель "Жигулей" VAZ 21053 в Тольятти в начале ноября составляли 107 тыс. руб., чуть дороже, чем на "шестерку" из Ижевска - 105 тыс. "Семерка" оценивалась в 116 тыс., а цены на "девятку" начинались от 165 тыс. рублей. Самая доступная "десятка" - седан VAZ 21102 в комплектации "норма" (от 194 тыс. руб.). За универсал VAZ 2111 тольяттинские дилеры просили 206-215 тыс. руб., а московские - 212-225 тыс. руб. Чтобы подогреть угасающий в преддверии зимы покупательский интерес, дилеры предлагают всевозможные скидки и бонусы (завод запрещает снижать цены ниже установленного уровня).
Но есть отечественные автомобили, цены на которые несколько выросли - вырос спрос. Это - старая "Нива", за которую в среднем просят 6,8 тыс. долл. (их стали выпускать заметно меньше) и модернизированная "Волга" с бесшкворневой подвеской (от 5990 долл. в базовом исполнении).
Надолго ли...