Новое в правилах дорожного движения

НОВОЕ В ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ИЗМЕНЕНИЯ В ПДД

АЛЕКСАНДР ЯКИМОВ, доктор юридических наук,

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВ, кандидат технических наук

Нынешней осенью в некоторых средствах массовой информации обсуждалась сенсационная новость: с 1 января предстоят революционные изменения в Правилах дорожного движения. По этому поводу гневными выступлениями отметились не только СМИ, но и народные трибуны - депутаты. Еще бы - оказывается, любой милиционер может запросто конфисковать автомобиль у владельца, мотивируя это "служебной необходимостью"! Так ли это?

Напомним, что действующие ныне Правила и Основные положения были утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ 10 лет тому назад - 23 октября 1993 г. № 1090, а введены в действие с 1 июля 1994 года. С тех пор в них, естественно, вносили какие-то изменения и дополнения. Очередные, вступающие в силу с 1 января 2004 года (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. № 595), внесены в связи с необходимостью привести текст ПДД в соответствие с законодательством Российской Федерации и международной правовой основой дорожного движения.

Остановимся на этих изменениях и дополнениях.

1. Чтобы облегчить понимание отдельных положений Правил, дополнен и уточнен перечень основных понятий и терминов.

Введено понятие "Автопоезд", чтобы четко разграничить требования Правил к собственно движению автопоездов (механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом или полуприцепом) и к случаям буксировки (движение механического транспортного средства, соединенного при помощи буксирного устройства с другим механическим транспортным средством). Имеются в виду, например, пункты 7.1, 7.3, раздел 20 Правил и др.

Необходимость определения термина "Опасность для движения" обусловлена тем, что он используется в ряде пунктов Правил, например, в одном из ключевых - пункте 10.1 ("При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства"). Конкретизация этого термина позволит исключить ряд конфликтных ситуаций, возникающих при разборе дорожно-транспортных происшествий.

По аналогичным причинам введено и понятие "Перестроение" (например, согласно пункту 8.1 Правил перед перестроением "водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой"). Это требование некоторые водители понимают неоднозначно, не считают нужным подавать сигнал поворота при перестроении в пределах одной размеченной полосы движения (например, при объезде выбоины).

Уточнена формулировка понятия "Прилегающая территория" - указано на то, что на прилегающей территории действуют соответствующие требования Правил со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Такое дополнение восполняет определенный пробел в нынешней редакции Правил.

Используемый в определении понятия "Маршрутное транспортное средство" термин "остановочный пункт (остановка)" заменен иным - "место остановки", что соответствует наименованию дорожных знаков 5.12 и 5.13. С учетом этого уточнена также редакция пунктов 4.8, 8.11, 14.6, 18.3 и наименование раздела 14 Правил, при этом применявшиеся ранее различные термины заменены единым - "место остановки". Подобного рода уточнение касается также пункта 15 Основных положений.

2. Редакция подпункта 2.3.3 Правил, предусматривающая обязанность водителей предоставлять транспортное средство определенным категориям лиц, приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации (Законом Российской Федерации "О милиции", Федеральными законами "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и "О государственной охране", а также с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Иными словами, такая обязанность была прописана в законах и раньше, в том числе и в п. 2.3.3 ПДД. Ныне лишь откорректирован текст этого подпункта Правил.

Во-первых, он упрощен: исключен длинный перечень случаев, когда транспортное средство предоставляется отдельным категориям должностных и других лиц, а вместо этого дана отсылка к законодательству, устанавливающему такие случаи. Во-вторых, новая редакция подпункта 2.3.3 Правил уточняет перечень указанных лиц и их полномочия при использовании транспортных средств в установленных законами случаях. Отметим, что из перечня исключены сотрудники налоговой полиции, внештатные сотрудники милиции и дружинники, поскольку это не предусмотрено законодательством.

Как ни странно, именно эта поправка к Правилам, сформулированная с учетом требований юридической техники и имеющая редакционный характер, вызвала больше всего критических замечаний в средствах массовой информации. Авторы их, не утруждая себя даже ознакомлением с тем, что написано в законах, почему-то пугают читателей: вскоре представители силовых структур смогут у любого потребовать предоставить им автомобиль. Более того, по мнению некоторых "специалистов", милиция не понесет никакой ответственности, если будет причинен вред транспортному средству. Между тем статья 40 Закона Российской Федерации "О милиции" прямо устанавливает: вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

3. Отныне, чтобы повысить пропускную способность улично-дорожной сети городов и уменьшить заторы, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т запрещено занимать крайнюю левую полосу на дорогах, имеющих в данном направлении три и более полосы для движения (нынешняя редакция пункта 9.4 Правил предусматривает аналогичную норму для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т). Значит, такое ограничение будет касаться и грузовых автомобилей типа ГАЗ-3302 ("Газель"), ГАЗ-2301 ("Соболь"), УАЗ-3303, нередко затрудняющих движение транспортных средств в городах.

4. Раздел 9 Правил дополнен новым пунктом 9.12, который предписывает водителям объезжать справа островки безопасности, тумбы и другие дорожные сооружения на дорогах с двусторонним движением (если знаками или разметкой не предписан иной порядок). Это позволяет избежать опасных ситуаций, особенно в случаях, когда подобные элементы находятся на пересечении проезжих частей.

5. Нововведение в пункте 12.2 Правил служит целям безопасности и удобства движения пешеходов. Оно касается использования тротуара для стоянки. Со следующего года запрещается стоянка на тротуаре легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов, если это не определено соответствующим дорожным знаком 5.15 с одной из табличек 7.6.2, 7.6.3, 7.6.6-7.6.9 и разметкой. Нынешняя формулировка пункта ("если это не создает препятствия для движения пешеходов") способствует субъективной оценке возможности парковки на тротуаре и не соответствует международной практике. Это изменение в ПДД должно побудить городские службы больше и грамотнее заниматься организацией парковок.

6. Дополнение пункта 13.9 Правил новым абзацем позволяет установить порядок проезда нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог трамваем и безрельсовым транспортным средством. На таких перекрестках нередко возникали конфликтные ситуации между указанными транспортными средствами, движущимися по пересекающимся траекториям. Например, трамвай и автомобиль приближаются к перекрестку по главной дороге навстречу друг другу, при этом трамвай должен повернуть налево, а легковой автомобиль - продолжить движение прямо. В такой ситуации трамвай имеет преимущество, однако это не было четко сказано в Правилах.

Другие изменения и дополнения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. № 595, в основном носят редакционный характер и не затрагивают существа требований Правил и Основных положений.

Подпишитесь на «За рулем» в