Новейшая история
МУЗЕИ ТОЛЬЯТТИ
Тольятти - город молодой, но это не мешает ему иметь уже два автомобильных музея. Не случайно город порой величают автомобильной столицей России.
Первый - заводской открыли более четверти века назад: в феврале 1976 года приказ о создании "Музея трудовой славы" (название в духе того времени) подписал первый генеральный ВАЗа - Виктор Николаевич Поляков. Экспозиция здесь чем-то напоминает огромный семейный альбом - множество документов разных этапов истории ВАЗа, начиная с первых дней строительства. Гигантский, невиданный до той поры в СССР автозавод, новый город и мало чем похожий на тогдашние советские машины автомобиль...
В числе "живых" экспонатов - первый товарный, реализованный через торговую сеть VAZ 2101, одна из ранних конвейерных "восьмерок", несерийные, еще ручной сборки "десятка" и "Ока". Неподалеку юбилейные автомобили: миллионный - VAZ 2103 выпустили уже в декабре 1973-го, 20-миллионным стал VAZ 2111 в июне 2001-го. Встречаются и другие редкости, среди них - VAZ 21099/">VAZ 21099, на кузове которого фамилии всех 110 тысяч (!) работавших на заводе в июле 1991 года, когда АвтоВАЗ отмечал 25-летие. По соседству две "Нивы" - участницы трансконтинентальных марафонов "Париж-Пекин". Первая прошла этот путь в 1984-м, вторая дважды - в 1994 и 1995-м.
Приходится только сожалеть, что некоторые экспериментальные модели - переднеприводный "Чебурашка" (ЗР, 2003, № 3), прототипы "Нивы" - до музея не дожили. Да и часть нынешней коллекции пока в запасниках - экспозиции явно не хватает пространства на территории заводского учебного центра.
Второе тольяттинское собрание совсем молодое: "Технический музей ОАО "АвтоВАЗ" открыли в 2001-м. На площади почти 36 гектаров, помимо автомобилей, бронетанковая техника, пушки, даже ракетные комплексы. Присутствует железнодорожная, сельскохозяйственная и даже космическая тематика - всего 450 единиц (!), и некоторые еще ждут реставрации.
Поклонники автомобильной старины наверняка задержатся возле легендарного "Захара" - ЗИС-5, "эмки" ГАЗ-М1, ГАЗ-67, "Виллиса", "Победы". Можно увидеть и менее известные машины: венгерский грузовик "Чепель", немецкий "Бюссинг" времен Второй мировой. Особая гордость музея - автомобили-киноактеры: полуторка - героиня фильма "Утомленные солнцем" и "Студебекер", снимавшийся, говорят, во многих картинах, в том числе "Место встречи изменить нельзя" и "Вор".
В длинных рядах военных машин различные версии БТР, БМП, БРДМ, самоходок и танков, включая Т-80. Нашла здесь пристанище техника наших противников в годы Великой Отечественной: например, чешская "Прага" с крестами вермахта на бортах.
В первую очередь музея (территория около 20 га) посетителям без экскурсовода вход не разрешен - идет строительство, главный объект которого - новое просторное здание. В планах - моторизованные (как некогда на ВДНХ) экскурсии по территории музея, для чего будут подготовлены автопоезда на базе "Нивы". Часть экспонатов уйдет под крыши. А еще тут намечено построить картодром, тир и даже парашютную вышку. По замыслу создателей, новый музей автограда должен стать местом семейного отдыха.
Первый товарный VAZ 2101. Год рождения - 1970-й.
Знаменитая "Катюша" на шасси ЗИС-5.
Тольятти, Южное шоссе, 36*
Учебный центр.
Часы работы: с 9 до 17.
Перерыв с 12 до 12.30.
Выходные:
суббота и воскресенье.
ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ОАО "АВТОВАЗ"
Тольятти, Южное шоссе, 36*
Западная сторона НТЦ ВАЗа.
Часы работы: с 9 до 17.
Без выходных.