13 вариантов страховки

13 ВАРИАНТОВ СТРАХОВКИ

НОВЫЙ ЗАКОН

Приняв в прошлом году "антинародный" Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, депутаты сделали себе бесценный подарок. Перед выборами у многих из них оказалось по козырному тузу в виде законопроекта, призванного "защитить" автомобилистов от сатрапа-государства, требующего очередную "мзду". В сентябре-октябре, то есть аккурат в самый разгар предвыборной кампании, народные избранники начали по одному извлекать козыри из своих рукавов и размахивать ими. Если учесть, что в России из более чем 30 млн. автовладельцев многие искренне верят, что ОСАГО - форменная обдираловка, то нетрудно догадаться, сколько дополнительных голосов на выборах могут заработать "защитники" интересов автолюбителей.

Различные депутатские группы и объединения представили на суд коллег в общей сложности 13 законопроектов, призванных подкорректировать или вообще отменить Закон об ОСАГО. Объединяет все эти разработки одно: ощущение, что писали их "на коленке" - вопиющая юридическая безграмотность сквозит буквально в каждом из этих "документов". Да и как может быть иначе, если со страховщиками, по словам президента РСА (Российского союза автостраховщиков) Евгения Кургина, ни один из народных избранников даже проформы ради не счел нужным посоветоваться.

"ОТМЕНИТЬ!"

Наиболее воинственные депутаты предлагают с Законом особо не церемониться, а просто отменить. Здорово - ничего не скажешь. Правда, по заключению экспертов, отмена Закона противоречит сразу нескольким статьям Конституции РФ, о чем депутатам неплохо бы знать. Мало того, такое решение приведет к масштабному скандалу с непредсказуемыми последствиями - свыше 4 млн. автовладельцев уже оформили обязательную страховку. Отмените Закон - и что они будут делать со своими полисами? Народные избранники, видимо, считают, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. В качестве невнятных предложений фигурируют "перевод" обязательных полисов в добровольные или возврат денег тем владельцам, которые добровольно страховаться не хотят. Все это по меньшей мере несерьезно.

Ни один из вариантов, понятное дело, не устраивает страховщиков. Обслуживать клиентов, застрахованных по программе ОСАГО, они смогут только в соответствии с теми правилами, которые прописаны в Законе. А вернуть деньги всем желающим просто не получится. Другими словами, проявляя такую заботу об интересах избирателей, депутаты, ратующие за отмену Закона, на самом деле ставят без малого 5 млн. честно застрахованных по ОСАГО российских автовладельцев в незавидное положение: ни страховки, ни денег.

Что уж тут говорить о страховщиках, чья судьба вообще мало кого интересует, но которые, тем не менее, могут понести огромные убытки. По данным РСА, расходы большинства компаний, членов ассоциации, составили несколько сотен тысяч долларов, а у лидеров рынка они превысили 10 млн. долларов. Причем пошли они на эти расходы, ориентируясь на положения Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и на постановления правительства, непосредственно касающиеся внедрения ОСАГО в жизнь.

"ИЗМЕНИТЬ!"

Еще "лучше" выглядят законопроекты, предлагающие не отмену, а изменение Закона. Тут буйная фантазия думцев разгулялась не на шутку. Так, депутаты Аксаков, Колесников и Леонтьев предлагают практически полностью перекроить Закон. Для начала, как водится, ратуют за существенное снижение тарифов и поправочных коэффициентов. Обоснований этому в своем законопроекте они не представляют - и так понятно, что "в интересах автолюбителей". А тот факт, что тарифы рассчитывали, исходя из российской и зарубежной статистики, и от них вкупе с коэффициентами напрямую зависит сумма компенсационных выплат, думцы, видимо, сочли несущественным. Кстати, депутаты предлагают отменить право регрессивного требования со стороны страховщиков (когда компания вправе потребовать в ряде оговоренных случаев компенсацию с виновника ДТП). "Подставлялы" и любители ездить под мухой, наверное, уже аплодируют стоя. Еще бы: прими эту норму, и деньги со страховых компаний можно будет "рубить" на вполне законных основаниях.

Откуда взялся следующий пункт: "изменение тарифов не чаще раза в год" - вообще не понятно. Ведь когда закон только начинает действовать, тарифы необходимо корректировать оперативно, причем далеко не всегда в сторону повышения. Но самое интересное дальше: авторы законопроекта предлагают создать региональные профессиональные объединения страховщиков, каждое из которых сможет принять СВОИ правила профессиональной деятельности. То есть с принципом всеобщего страхования гражданской ответственности можно попрощаться сразу, а вот повсеместная неразбериха нас ждет точно.

Это еще не все. Гарантийный фонд авторы законопроекта также предлагают разбить на несколько региональных. В какую копеечку влетит казне подобное "дробление" и смогут ли эти "фондики" гарантировать выплату по всем страховым случаям, остается только гадать.

Еще одна любопытная идея поступила от детупата Арефьева. В своем законопроекте Николай Васильевич предлагает... сделать обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств добровольным. Как при этом сделать его еще и всеобщим, автор проекта не объясняет. А жаль! Интересно было бы послушать.

Другие идеи изменения Закона менее оригинальны и касаются, в основном, серьезного вопроса - социально незащищенных слоев населения. Скажем, депутаты Жириновский, Лебедев и Соломатин выступают за отмену обязательного страхования для пенсионеров. Другая большая группа думцев предлагает ввести систему льгот для наименее защищенных слоев населения с использованием специального механизма финансирования за счет страховщиков.

В итоге на первом этапе поддержку думцев, как известно, получил законопроект, внесенный депутатами Райковым и Гальченко. Он предусматривает перенос на год введение обязательного страхования. Но фокус в том, что, кроме трех чтений в Думе, документ должен получить одобрение Совета Федерации и Президента. Даже по мнению самих депутатов - авторов многочисленных проектов, до двух последних инстанций он вряд ли дойдет.

В самом деле, выборы минуют, и голоса "автоэлектората" мало кого будут волновать. Так что вся шумиха, поднятая вокруг принятого и действительно нужного закона, - лишь рассчитанный ход в преддверии смены думского караула. Кстати, ход этот, вроде бы призванный поддержать автовладельцев, на самом деле принесет им лишь массу хлопот и неудобств.

По словам Евгения Кургина, громкие популистские выступления депутатов, обещающих отменить Закон, приведут лишь к тому, что в конце декабря автолюбители будут вынуждены выстаивать огромные очереди к страховым агентам (в среднем процедура оформления полиса ОСАГО нынче занимает 15-18 минут). Причем во многих компаниях уже возникают проблемы со штатами: страховщики оказались не готовы к таким объемам работы. Так что, когда автовладельцы поймут, что покупать страховку все равно надо, им придется брать компании штурмом. Наверняка, в это время активизируются и продавцы липовых полисов...

Впрочем, поправки в Закон вносить будут. Например, страховщики готовы пойти на уступки для льготников. Хотя в Германии (а именно немецкая модель легла в основу нашей программы ОСАГО) пенсионеры входят в группу повышенного риска и платят за страховку больше, чем автовладельцы среднего возраста. Российские же реалии таковы, что без скидок для льготников обойтись нельзя - слишком тощие у них кошельки. По словам президента РСА, страховщики готовы идти и на другие разумные уступки (уже некасающиеся льгот для социально незащищенных слоев населения). Другой вопрос, что Закон пока действует лишь частично, поэтому о внесении поправок говорить рано.

Необходимо дать ему хотя бы несколько месяцев поработать в полную силу. И только в марте-апреле 2004 года можно будет решать, в каких конкретно изменениях нуждается Закон.

Как бы каждый из нас ни относился к ОСАГО, надо все-таки уяснить, что без такого Закона страна, все мы дальше жить не можем, даже если первые шаги по его применению будут болезненны. Закон можно поправлять, совершенствовать в интересах автомобилистов. А пока что придется приобрести полис.

Подпишитесь на «За рулем» в