Великолепная пятерка и... технарь

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА И... ТЕХНАРЬ

"ЕВРАЗИЯ-2003"

Все когда-нибудь кончается: хороший кинофильм, полоса неудач и даже пиво в кружке. Вот и пробег Москва-Владивосток завершен. Отгремели фанфары, зрители разошлись. Остался только реквизит на сцене.

Стоят они перед подъездом редакции рядком. Запыленные и усталые после дальней дороги. Что ж, пора оценить, не торопясь, состояние пяти иномарок, собранных в России и для России, изведавших ее просторы во всю ширь.

ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ

Всеволожский " Форд Фокус" отличился - показал себя стойким бойцом. Успев пройти 18 000 км по дорогам общего пользования до пробега на восток, он, признаться, заронил некоторые сомнения в стопроцентной надежности. Тем отраднее было узнать, что геометрия подвески за десять с лишним тысяч километров поездки "на ту сторону" России осталась такой же, как и до путешествия: амортизаторы и пружины в состоянии, будто машина колесила лишь по городским улицам. Но любимая "грыжа" все-таки дала себя знать: "провал" при 2500-4000 об/мин под нагрузкой. Опять свечи! Ну не могут они жить с нашим бензином больше десяти тысяч. Это вдвойне обидно: ведь для технического обслуживания предписан интервал 20 тыс. км, уж этот срок свечи должны выхаживать. Контрольный визит на автосервис обошелся в 165 долларов. Техническое обслуживание не потребовалось, его очередь наступит только через 10 000 км. Поскольку к поездке мы готовились, свечи и воздушный фильтр поставили из своих запасов (в таблице они, конечно же, учтены), а за салонный фильтр и сломанный кронштейн троса стояночного тормоза пришлось заплатить. Конечно, нужно поменять и второй кронштейн, но его на складе СТО не оказалось. Увы, дефицит! Придется подождать.

КРЕПКИЙ ОРЕШЕК-2

Второй приятной неожиданностью стал " Рено Символ". Мы довольно хорошо знакомы с такой же машиной турецкой сборки - она в редакции прошла уже 100 000 км, показав себя вполне надежной. И все-таки боялись, что новенький московский "Символ" окажется "пожиже". Слава богу, ошиблись - машина вернулась вполне в боевом состоянии. Амортизаторы продемонстрировали на стенде практически нулевой износ. Правда, задние тормоза оказались слабоваты да примерно на полградуса ушло схождение передних колес, но других претензий к "Символу" нет - даже резвости не потерял. Свечи справились с сомнительным топливом лучше, чем в других машинах, и хотя жить им осталось, судя по нагару на электродах, тысяч пять, пробой по изолятору наметился только в четвертом цилиндре. На остальных машинах свечи "убиты". Это не удивительно, учитывая качество российского бензина. Но почему выжили свечи (кстати, оригинальные) на "Рено"? Заправлялись-то все машины на одних и тех же АЗС.

Несмотря на то, что по ошибке вместо омывателя долили воду в бачок гидроусилителя, к непоправимым последствиям это не привело. Разве что в счет за техническое обслуживание внесли дополнительный пункт. Несколько насторожило состояние тормозной системы, но после замены жидкости и прокачки все пришло в норму, что и подтвердил нам стенд.

Renault Symbol

Работы и запчасти Стоимость,

руб.

Мойка автомобиля 260

Проверка состояния тормозов

и амортизаторов 631

Проверка и регулировка схождения и

развала колес 840

ТО (15 000 км): замена масла и масляного

фильтра; проверка уровней жидкостей;

компьютерная диагностика системы

управления двигателем; замена свечей 1278

Рихтовка защиты картера 355

Замена тормозной жидкости 284

Замена жидкости ГУР 284

Фильтр масляный 165

Свечи (комплект) 416

Масло ГУР 209

Масло моторное Elf 5W50 867

Колпаки (комплект) 1700

Повторная проверка состояния тормозов 379

Всего 7668

Из непредвиденных затрат - покупка новых фирменных колпаков на колеса: их полный комплект исчез на одной из сибирских ночевок.

Очередное обслуживание по плану предстояло на рубеже 15 тыс. км. Учитывая, что до него оставалось всего 1700 км, а дорога была нелегкой, мы провели его чуть раньше.

СЛЕГКА ПОТРЕПАННЫЙ, НО НЕПОБЕЖДЕННЫЙ

Так можно сказать о российском корейце " Хёндэ Акцент". Несмотря на кажущуюся хрупкость, машина худо-бедно выдержала испытания. Правда, и без того малый дорожный просвет сократился еще на 25 мм, передние колеса разошлись почти на градус, свечи "кончились". И все-таки автомобиль доехал, а вылечить его не составило особого труда. Однако теперь ясно: его стихия - ровные асфальтированные дороги. Не случайно в такси эти машины без проблем с подвеской (пружины, амортизаторы, шаровые опоры) выхаживают более 100 тыс. км. У нашего все четыре пружины сели, амортизаторы - на пределе допуска. И хотя "Акцент" уходил в дальний путь с пробегом в три тысячи километров, стойки должны бы жить подольше.

Не менее важный вывод можно сделать по автоматической коробке передач. Это устройство вносит свою долю комфорта для водителя, особенно в городе. Нет, к надежности "автомата" пока претензий нет, но расход топлива явно неадекватен классу автомобиля. Если 8,4 л/100 км с механической коробкой - это умеренная плата за эластичность и разгонную динамику, то лишние два-три литра сверху за отсутствие педали сцепления, как, впрочем, и пристойной динамики, - многовато и дороговато. Припомним также тысячу долларов США за оснащение "автоматом".

Пробная поездка после пробега огорчила прежде всего работой тормозов. Хотя педаль была достаточно жесткой, замедление оказалось вялым, а путь до остановки несколько больше ожидаемого. Проверка на стенде все объяснила: передок "схватывает", но слабо, задние не тормозят вообще, зато ручник - хоть сейчас на ПИК. Осмотр системы видимых глазу повреждений не выявил. Замена жидкости и прокачка все поставили на место - стало ясно, что привод просто глотнул воздуха. Это мы уже проходили на третьей тысяче пробега. "Крайним" тогда был назначен главный тормозной цилиндр, который заменили по гарантии. Пока решили ограничиться прокачкой и заменой передних тормозных колодок.

Поскольку срок ТО подошел, мы его сделали, заодно заменив пружины и амортизаторы. Повторный визит на тормозной и амортизаторный стенды успокоил - теперь клиренс, амортизаторы и тормоза в норме. Надолго ли?

ЧТО ТАКОЕ НЕ ВЕЗЕТ...

Эта русская поговорка как нельзя кстати подходит прибалтийской кореянке с романтичным названием " КИА Рио". Все началось еще с регистрации. Добыв "дефицит", мы помчались вешать номера, и выяснилось, что кузов несет два VIN-номера: корейский и российский. На утрясание этой проблемы ушло полдня.

В дороге на восток "Рио" повезло еще меньше: на нем чаще всего прокалывали колеса. А однажды пробили покрышку в повороте на каменистой грунтовой дороге - автомобиль оказался в болотистом кювете. Поскольку "посадка" была мягкой, серьезной "жести" удалось избежать. Но тем не менее ветровое стекло и водительская дверь - под замену, передний и задний бамперы, левые переднее крыло, задняя дверь и крыша потребовали косметического ремонта. Могло быть и хуже. Повезло, что геометрия кузова не нарушена, лонжероны и проемы дверей не пострадали.

В целом же состояние машины, как ни удивительно, почти нормальное. Подвеска жива, только "уплыли" углы установки колес, двигатель подрагивает на холостых оборотах и неровно работает под нагрузкой, панели салона начали поскрипывать на неровностях.

Однако радует, что клиренс не уменьшился, а, следовательно, пружины, в отличие от "Акцента", не просели. Хотя амортизаторы начали изнашиваться, замены они пока не требуют. К тормозам тоже претензий нет. В общем, машина показала себя более приспособленной к российским направлениям, чем таганрогский "брат по крови".

Проведенное обслуживание не отличалось от стандартного. Проблемы с двигателем ушли вместе с заменой свечей. Замечена, правда, одна неприятность - капельки масла в первом и четвертом свечных колодцах. Дефект, как выяснилось, типичный для этих двигателей - главное, не упустить момент, когда он начнет прогрессировать.

Кузовной ремонт - статья отдельная. Заменить потребовалось только две детали: водительскую дверь (5200 руб.) и ветровое стекло (3500 руб.). Всего же привести кузов в надлежащий вид стоило 51 тысячу рублей: ведь ремонтировали почти всю левую сторону, бамперы и крышу.

В результате получилось, что даже при фатальном невезении автомобиль сейчас вполне пригоден к эксплуатации.

СЛАБОЕ ЗВЕНО

Как ни странно, им оказалась " Шевроле Нива". Отправляя в дальний путь этот российско-американский (по крайней мере, по вложенным в производство деньгам) полноприводник, мы, конечно, чудес не ждали. Но то, что именно его постигнет наибольшая разруха по ходовой части, предположить не могли. Даже учитывая, что в редакции машина проделала до поездки путь в двадцать пять тысяч не очень легких километров, уходила она на восток абсолютно исправной.

Поглядим, померяем, посчитаем. Первое, что насторожило, - ужасающий скрип передней подвески. Дальше - хуже: возросли люфты в "раздатке" и мостах. Рывки при переключениях напоминают прародительницу - экспериментальную "Ниву" VAZ 2123. Но той было простительно: автомобиль мелкосерийный. А для вседорожника "Шевроле" - несолидно, когда "Тосол" уходит со скоростью литр на сто километров. Осмотр снизу добавил неприятных эмоций. Самое страшное - трещина лонжерона близ крепления рулевого механизма. На ее фоне слегка болтающиеся хвостовики карданов в "раздатке", потеющие сальники и амортизаторы, люфт подшипников передних ступиц - так, мелочь.

Перед тем как приводить "Ниву" в порядок, мы проверили на стендах тормоза и амортизаторы. Результат неутешительный: передок почти не тормозит (эффективность лишь 27%), передние амортизаторы на пределе допуска (правый потек). Зато сзади и амортизаторы, и тормоза в норме. Проверка "схода-развала" несколько озадачила: несмотря на люфты, параметры подвески укладываются в допуски.

Поскольку в машине много оригинальных комплектующих, кроме как к дилеру обратиться не к кому. Покупали мы вседорожник в "МБЛ-Моторс", спасать поехали туда же. На СТО явно обрадовались, что гарантия на машину закончилась. А посему проблемы с запасными частями решаются легче: что-то можно на стороне прикупить, а что-то и неоригинальное поставить, не оправдываясь письменно перед "GM-АвтоВАЗ". К слову, гарантийный срок составляет год или 30 тысяч километров, а служить автомобиль обязан шесть лет или 90 тыс. км. Дальше никто за него не отвечает...

Ремонт начали с малого: разобрали переднюю подвеску, чтобы залатать трещину в лонжероне, заодно продефектовали: приводы в сборе, шаровые опоры, передние амортизаторы - менять! Жаль: все это жило бы еще долго, если бы не крайне низкое качество пыльников.

В "раздатке" и заднем мосту только масло поменяли. "Отпотевание" - это неприятность, но неисправностью для "Нивы" не считается. С этим она еще тысяч сто пройти может. А вот прокладки переднего моста пришлось поменять - течь уже сильная. Система охлаждения после очередной протяжки хомутов потребовала замены шланга "печки". Посмотрим, насколько хватит восстановленной герметичности. Само собой, поменяли свечи.

Тормоза прокачали, передние колодки заменили. Вопросы, почему в пробеге передних колодок едва хватало на семь тысяч километров и откуда в магистраль проникал воздух, остались без ответа. Конечно, списывать все на человеческий фактор не совсем корректно, но ведь до и после пробега явных дефектов тормозной системы не выявлено.

"Кузовщины" коснулись по минимуму: поменяли поврежденный задний бампер. Ветровое стекло, иссеченное камнями, не тронули - трещин пока нет, а мелкие сколы потерпят. Обидно за двери и крышу: верхние края дверей чуть отошли, а крыша потерта. Виновник - верхний багажник от именитого производителя: его крепления хоть и считаются штатными, крышу и двери уродуют. Ремонтировать пока не стали: ничего страшного, уплотнители пока не текут, а ремонт ох как недешев.

А теперь взгляните в таблицу: по объему работ и стоимости запасных частей "Нива", как видите, вне конкуренции.

ПОКУРИЛИ, ОБСУДИЛИ...

Ремонт автомобилей, участвовавших в пробеге, дал повод задуматься. Некоторые читатели обвинят нас в необъективности и некорректности: виданное ли дело - через всю России хлипкие иномарки отправлять! Они отчасти правы. Но Россия - это не только широкие асфальтированные трассы, но и бетонки, проселки, грейдеры. Поэтому евразийский пробег - своего рода экзамен автопроизводителям на готовность бороться на рынках всей страны, а не только Москвы и Московской области.

О доработках: "восточный" или "российский" пакет - это не только красивая фраза. Примеры тому, с одной стороны, "Форд", "Рено", а с другой - "Хёндэ". Подвеска адаптированных машин почти не пострадала, тогда как у "корейца" оказалась слабовата.

О вечном: конечно, бензин в глубинке не очень подходит "легионерам".

Прискорбный факт: как легкий вездеход, " Шевроле Нива" пока не состоялась. И не потому, что "лазать" не умеет, а потому, что рассыпается после.

Неправда, что в России не умеют делать автомобили. Умеют! Но только штучные. Экспериментальный полноприводный вазовский универсал, оставшийся в этом материале за кадром, прошел тот же путь без каких-либо поломок и последствий. К сожалению, даже малосерийные автомобили, не говоря о конвейерных, на такие подвиги не способны.

На этом рассказ о пяти российских иномарках не заканчивается. О дальнейшей судьбе каждой из них мы расскажем в будущем году.

Ford Focus

Работы и запчасти Стоимость,

руб.

Мойка автомобиля 450

Проверка геометрии подвески,

состояния тормозов и амортизаторов 930

Проверка уровней жидкостей, компьютерная

диагностика системы управления двигателем 731

Работа по замене фильтров воздушного

и салонного, свечей, кронштейна троса тормоза 945

Свечи 370

Фильтр салонный 965

Фильтр воздушный 357

Кронштейн троса стояночного тормоза 200

Всего 4948

" Форд Фокус": самый живучий, но и самый привередливый к качеству топлива.

" Рено Символ" заслужил приз симпатий за сохранность свечей и крепкую подвеску.

" Хёндэ Акцент": в целом - неплохо, однако слабыми местами оказались ходовая часть и тормоза.

HUYNDAI Accent

Работы и запчасти Стоимость,

руб.

Мойка автомобиля 260

Проверка тормозов и амортизаторов 648

Проверка и регулировка схождения и

развала колес 840

ТО (20 000 км): замена масла и масляного

фильтра двигателя; проверка уровней

жидкостей; компьютерная диагностика

системы управления двигателем; замена

свечей; замена тормозной жидкости и

прокачка тормозов; замена тормозных

колодок 2900

Замена задних амортизаторов 1680

Замена передних амортизаторов 1960

Амортизаторы (комплект) 8500

Пружины (комплект) 4032

Масло моторное 750

Фильтр воздушный 375

Фильтр салонный 1560

Фильтр масляный 150

Свечи 420

Тормозная жидкость 315

Повторная проверка, прокачка и

регулировка тормозов 1746

Всего 26 136

Kia Rio

Работы и запчасти Стоимость,

руб.

Мойка автомобиля 470

Проверка состояния тормозов

и амортизаторов 632

Проверка и регулировка схождения

и развала колес 850

ТО (10 000 км): замена масла, масляного

и воздушного фильтров; диагностика

двигателя и ходовой части 2415

Замена свечей 402

Масло моторное 1424

Свечи (комплект) 476

Фильтр масляный 150

Фильтр воздушный 420

Всего 7239

" КИА Рио" победил в подгруппе "корейцы".

"Шевроле-Ниву" постигла разруха. А в остальном, прекрасная маркиза...

Chevrolet Niva

Работы и запчасти Стоимость,

руб.

Мойка автомобиля 390

Проверка состояния тормозов

и амортизаторов 580

Проверка схождения и развала колес 357

ТО: замена масла и масляного фильтра

двигателя; проверка уровней жидкостей;

компьютерная диагностика системы

управления двигателем; замена свечей 2520

Замена масла в раздаточной коробке,

КПП, заднем и переднем мостах 756

Замена антифриза 630

Замена ремня генератора

и гидроусилителя 504

Замена передних амортизаторов 504

Замена шаровых опор 2205

Замена приводов передних колес 1575

Замена передних колодок 315

Прокачка тормозов 315

Замена ручки водительской двери 504

Замена заднего бампера 756

Регулировка фар 157,5

"Сход-развал" 1260

Сварка лонжерона 1260

Замена шланга отопителя салона 378

Ремонт вещевого ящика 504

Замена датчика положения дроссельной

заслонки 189

Вода дистиллированная 85

Масло моторное 0W40 2410

Фильтр топливный 157

Фильтр масляный 91

Датчик положения дроссельной заслонки 228

Комплект прокладок переднего моста 56

Приводы передних колес 2х5985

Смазка ШРУС 1040

Амортизатор передний 2х315

Ремень приводной 175

Бампер задний 2835

Ручка двери внутренняя 78

Шланг "печки" 76

Всего 35 490,5

ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АНДРЕЙ КОЧЕТОВ

Подпишитесь на «За рулем» в