В шаге от мечты
В первый раз я увидел ее на автомобильной выставке в Москве на Красной Пресне в 1998 году. Тогда показалось: мир перевернулся, наши рвутся в бой! Ведь ГАЗ представил сразу три новые "волги": 3103, 3104 и 3111. Больше других приглянулась "одиннадцатая". Кузов поразил броскостью и необычностью, а главное - размерами. Очень понравился интерьер, и я невольно стал понимать, что старушке "Волге" с ее считавшимся эталонным среди наших машин салоном пора на покой.
Шло время. Радовался, что выпустили опытные образцы, потом вроде бы запустили конвейер, в магазинах даже стали появляться кое-какие запчасти... Но все получилось хуже некуда: безумная цена, а вскоре свертывание так и нераскрученного толком производства.
Однажды вечером позвонил друг: продают "Волгу", о которой я так мечтал, с пробегом всего 4000 км, в идеальном состоянии. На следующий день состоялись смотрины. Темно-вишневая мордашка смотрела на меня из гаража взором прищурившегося от долгого сна доверчивого котенка. Сердце забилось сильнее: я стою в метре от мечты, которая вполне может стать реальностью. Недолгий осмотр показал: машина "в строю", все работает, не битая, не крашеная, только одна царапина на бампере.
Радость от покупки была столь велика, что меня даже не расстроил стук в передней подвеске и подсекание отработавших газов из-под выпускного коллектора (то и другое проявилось по дороге домой).
Неприятности - в лучших традициях нашего автопрома - начались в день покупки. Водительская дверь не блокировалась. Полностью снять обивку на морозе не смог, добрался до замка на ощупь. Оказалось, перетянут тросик внутренней ручки двери. Вытянул его из фиксатора, сделал самодельный хомут - все встало на свои места.
Первые километры оставили приятные впечатления. ГУР поразил тихой работой, рулевое управление - информативностью на всех скоростях. Очень порадовала "печка". При минус 30 ездить можно хоть в рубашке, после выключения двигателя тепло в салоне сохраняется минут 10-15. Холодным утром мотор запускался без проблем, через 10-12 минут в машине тепло, быстро отогреваются форсунки омывателя ветрового стекла, зеркала и заднее стекло. Одним словом, все "по-взрослому".
Когда первые восторги от покупки улеглись, начал искать, что и где стучит. Заменил стойки стабилизатора, так называемые "яйца". Осталось разобраться с выпускной системой. На GAZ 3111 к выпускному коллектору тремя шпильками крепят большой резонатор с фланцем, дальше - привычные детали. Видимо, машину здорово приложили днищем - удар принял резонатор. Верхний и нижний фланцы треснули по шву (по отзывам ремонтников, накопивших опыт по GAZ 3111, это - типичная детская болезнь - ред.). Предыдущий хозяин, видимо, решив подтянуть шпильки, сорвал две из трех. Пришлось заменить резонатор и выпускной коллектор.
Задумав освежить тормозную жидкость, свернул "голову" прокачному штуцеру заднего правого цилиндра. Заменив его, заодно прошелся по всей тормозной системе - как оказалось, не зря. Обратив внимание на "колдун", увидел, что он по краю пыльника "вспотел". От греха подальше его отключил. (Напоминаем еще раз: делать это очень нежелательно - ред.). Развел колодки, и только после этого тормоза пришли в норму, а то были какие-то мягкие.
В месте крепления педалей сцепления и тормоза к штокам цилиндров обнаружил какие-то нелепые пальцы с прорезью с одной стороны и столь же нелепыми пластинами-фиксаторами. Кстати, на креплении педали тормоза к приводу фиксирующей пластины не было, а палец уже наполовину вылез: одно-два торможения и... В общем, мне повезло. Поставил нормальные болты, больше к тормозам нареканий нет.
На ходу чувствовал, что "Волгу" словно держат "за хвост", особенно при разгоне. Вместо штатного корпуса воздушного фильтра с "уточкиным" носом длиной 150 и шириной 5 мм установил спортивный фильтр Pro-Sport. Появилась резвость, а расход топлива снизился до паспортного. Вообще, ЗМЗ-405 хорош, но для двухтонного авто слабоват: немножко не хватает "низов".
ри замене "башмаков" на "звезды" обнаружил, что успокоители плохо прикручены, а один болт и вовсе, вывернувшись, уперся в переднюю крышку. Зато обрадовался, что на заводе установили немецкие компенсаторы зазоров клапанов - INA. На 14-й тысяче от втягивающего реле стартера отломился вместе с пластиной маленький провод. Запасных реле к стартерам КАТЭК купить не смог; наверное, не ломаются они, а у меня - редчайший случай. Нашел, буквально на помойке, такой же стартер, "убитый", но с работающим реле.
Вместо 2000 руб. за новый агрегат отдал 200 руб. электрику, припаявшему на мое реле "потроха" от находки. Теперь у меня есть еще и запасная деталь.
Увы, не все замены пошли на пользу. Родной датчик вентилятора ТМ 108, как мне показалось, немного запаздывал с включением - решил поменять на итальянский. Купил деталь за 2190 руб. При затяжке нового датчика треснул оригинальный "одиннадцатый" радиатор. К счастью, по конструкции и точкам крепления он похож на аналог от GAZ 3110, только шире на 60 мм. Поставил "десятый" оренбургский, тем более, что за оригинальный под заказ запросили больше 6000 руб.
Немного о комфорте и управлении. Автомобиль в целом приятный, лишь на 120-130 км/ч становится немного шумноват. Считаю, сделали бы потолще стенки первого (подкапотного) резонатора, было бы тише. "Волга" четко держит дорогу, а в поворотах порой возникает чувство, будто идет по рельсам. Несмотря на то, что задние тормоза барабанные, эффективность неплохая, хотя небольшой запас не помешал бы. АБС работает четко. К передней подвеске и заднему мосту претензий нет. А вот коробка передач разочаровала плохим включением первой.
Салон хорош: просторно, все под рукой, ничего не скрипит и не отваливается. Очень понравились диапазоны регулировок рулевой колонки и водительского сиденья. Педали тоже стоят удобно. Порадовала богатая комплектация: подкрылки, литые диски, АБС, центральный замок передних дверей, электрические замки в задних, благодаря которым двери закрываются четко и легко, электростеклоподъемники, магнитола. Понравились ручки открытия капота, багажника, лючка бензобака и соответствующие сигнализаторы на панели приборов.
Качество грунтовки великолепное: камушки, скалывая краску, грунт не пробивают. Днище покрыто очень хорошим антигравием, так что дополнительную обработку пока делать не буду.
Спрашивая себя, далека ли мечта от реальности, отвечаю: "Нет, очень близка!". Идеальных автомобилей не бывает. Но больше всего я рад, что такую машину сделали у нас, в России!
ЗАТРАТЫ НА РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
GAZ 3111 (пробег 21 500 км)
Пробег, Запчасти и Стоимость,
км операции руб.
4250 Регулировка замка левой
передней двери -
5320 Замена стоек стабилизатора 520
6600 Замена выпускного коллектора
и подкапотного резонатора 2800
7320 Замена тормозной жидкости и
тормозного цилиндра справа
сзади, отключение "колдуна",
регулировка колодок 495
9300 Замена масла в двигателе
и трансмиссии 2600
10 840 Установка иных цепей ГРМ
и звездочек, фильтра Pro sport 6800
14 200 Ремонт втягивающего реле 200
16 800 Замена радиатора 2190
НАША СПРАВКА
"Волгу" GAZ 3111 представили в 1998 году на МИМС в Москве. Опытные партии машин собирали в ПАМС (производство автомобилей малых серий) ГАЗа с 2000-го. В Москве "одиннадцатые" появились в продаже в 2001-м по цене около 14,5 тыс. долл. Мелкосерийное производство шло меньше года, всего изготовили несколько сот автомобилей, которые в основном разошлись по государственным учреждениям. Несколько машин примерно по 14,5 тыс. долл. еще предлагают дилеры в Нижнем Новгороде
АНДРЕЙ ЛАПТЕВ, МОСКВА