Гвоздь колеса
СПОРТИВНЫЕ ШИПЫ
В спортивном колесе шипов уже 350-400 штук. При таком их обилии, когда автомобиль движется по льду, шины практически не касаются опорной поверхности. Протектор при этом служит своего рода направляющим аппаратом, который выбрасывает ледяную крошку из пятна контакта. Только на снегу он вступает в непосредственную работу.
Спортивный шип существенно отличается от "бытового". Он выступает из шины как гвоздь - на 4,5 мм и весит соответственно в два-четыре раза больше, не менее 4 граммов. Для разных покрытий существуют свои шипы. Лед, например, требует очень прочных и жестких. Вставка в таком шипе тонкая и довольно высокая, чтобы проколоть глянец поверхности и хорошо за нее зацепиться. Сухой асфальт шинам с такими шипами противопоказан - будут цокать, скоблить асфальт и очень скоро выпадут. А вот для зимних дорог "общего пользования", по которым прокладывают раллийные трассы, нужны шипы с более массивной рабочей частью - им работать в сложных дорожных условиях, когда снег и лед чередуются с мерзлым грунтом и асфальтом.
Конструкция спортивных шипов, естественно, сложнее обычных. В последних твердосплавный сердечник попросту запрессовывают в корпус - посадка внатяг. В спортивных же обе детали тщательно обезжиривают и рабочий элемент шипа впаивают в корпус - так прочнее. Иногда для большей надежности применяют и комбинированный способ соединения - вставку запрессовывают с одновременной пропайкой.
Не менее сложная операция - ошиповка шины. В отверстие, предназначенное для шипа, предварительно впрыскивают порцию специального клея. Дозу тщательно подбирают - отклонения в большую или меньшую сторону ухудшают прочность и надежность посадки. Только затем вставляют сам шип. Понятное дело, свежеошипованные покрышки должны вылежаться до полимеризации клея.
Размеры и форма рабочей части спортивного шипа регламентированы правилами соревнований, и производителям остается "играть" лишь материалами (металл, припой, клей) и приемами ошиповки. Очевидно, что производить достойные изделия для спорта - удел немногих.
Финская "Турванаста", например, занятая разработкой и производством шипов уже 35 лет, имеет свой исследовательский центр, а в тест-пилотах у нее - четырехкратный чемпион мира по ралли, любимец Финляндии Юха Канккунен. Уж он-то лучше других знает, какими должны быть настоящие спортивные шипы и как много зависит от них в гонке. (Чемпион, кстати, выступает в зимних ралли только на "своих" шипах.)
...На ледяной глади замерзшего озера нас ждет тренировочная машина Канккунена - заряженная полноприводная "Мицубиси-Эволюшн" седьмого поколения. Делаем несколько ознакомительных кругов с Юхой, сидящим за рулем. Затем меняемся местами, и в наушниках переговорного устройства слышу почти гагаринское: "гоу!".
За рулем впечатления гораздо сильнее. Старт с места и разгон сравнимы с асфальтовыми ощущениями, тормоза тоже, а вот прорисовать виражи так, как здесь, вряд ли еще где возможно. Машина тут же чутко реагирует на повороты руля, манипуляции педалью газа. Можно легко делать на льду дуги и даже нарисовать кривую любой сложности, пройдя ее как по лекалу! Восторг!
Главное - это удовольствие от управления автомобилем. Сам "Эво-7", тем более в спортивном исполнении, не поддается беглому описанию, но реализация его великолепных возможностей на льду достигается только благодаря спортивным шипам.
После этого представилась возможность проехаться на "Мерседесе" А-класса, обутом в казалось бы классные зимние шины "Нокиан Хаккапелита-2". На фоне только что полученных ощущений от спортивных шипов показалось, что подо мной просто "лысые" летние шины.
Мечта любителя зимней рыбалки.
Каждой трассе - свои шипы.
Юха знает, чьи шипы лучше.