Кадры решают все
РЕМОНТИРУЕМ ДВИГАТЕЛЬ
В культурных странах не принято, чтобы врач менял шаровые опоры, а слесарь подрабатывал врачеванием. Каждый занимается своим ремеслом. Считается, что автосервис призван решать любые проблемы автовладельцев.
В действительности все гораздо сложнее. У автосервиса есть собственные проблемы, и одна из главных в любой стране сводится к "человеческому фактору". Или, как любили говорить еще в 30-х годах прошлого века, "кадры решают все". Каковы люди, таков и сервис. Сегодня, когда с телевизионного экрана обещают двадцать пятым кадром мгновенно избавить вас от всяческих болезней, стоит ли удивляться "чудесам" в автосервисе? Вот когда, как это ни печально, незнание автомобиля оборачивается против владельца - тут уж я своими советами вряд ли что-либо могу изменить. Если наивность - это болезнь, то ее лекарь, и то не всегда успешный, - жизненный опыт, избавляющий от иллюзий. Но плата за него всегда высока.
Очередной клиент оказался замечательным рассказчиком: "Еду на моей "десяточке" теплым воскресным вечером, шоссе прекрасное, воздух пахнет ландышем, чуть-чуть бормочет магнитола, мотора не слышно... И тут восьмиклапанник начинает капризничать, подергиваться все сильней, так что я и музыку выключил - не до нее! А когда въехал в Москву, ужимки и прыжки машины стали пугать окружающих, и я, сгорая от стыда, вкатился в ворота первого попавшегося сервиса.
Встретили как родного. Улыбчивые, синебородые по моде, собрались вокруг машины. Консилиум. Через минуту старший объявил вердикт:
- Нэ павизло тибэ, брат, на балшие бабки папал. Там роллик накрился - и римэн савсэм слабий. Всэ тваи клапани сгнулис - минят нада!".
Наутро владелец все же получил отремонтированную машину. Для убедительности ему показали груду кривых клапанов - и тут же брезгливо бросили в грязное ведро. А ему и в голову не пришло оставить себе на память эти "улики". Не знал, что "сгнуть" клапаны на полуторалитровом моторе VAZ 2111 вряд ли возможно - не достают они до поршней! За работу мастера получили без малого пять тысяч рублей - по-простецки, без документов, гарантий, прочих глупостей. Когда же завели мотор, владелец остолбенел - тот работал хуже, чем до ремонта! Ему пояснили: "Ми - мэханики, наша дэла - гайка, болт, а не кантакты-матакты. Датчики отключали, - тибэ нада сэрвис, где вприск дэлают!"
Вот тут, по его словам, автовладелец припомнил портрет "бородатого в очках" на страничке журнала. И хотя крюк был немалый, приехал к нам. Машину, конечно, привели в порядок: прикрутили открученное, соединили разъемы, отрегулировали натяжение ремня. Владелец заплатил небольшие деньги и уехал почти счастливым. Ведь не могли же мы скрыть от него простой факт: с кривыми клапанами его надули!
А вот еще пример того, как работают некоторые "мастера". Видите поршень на фото? Непонятливым поясню: на правильно работающем поршне бывают в зоне юбки слабенькие риски, не больше. А вот такие задиры, с вырывом металла - признак того, что поршень заклинило в цилиндре. Такой мотор - не боец!
Предыстория банальна: владельцу этой "шестерки" отремонтировали мотор в каком-то сервисе, где мастера, что называется, "постарались"! Собранный мотор оказался таким тугим, что при первом пуске стартер повел себя как в сильный мороз. Еле завели. Но мастера объяснили: зазоры, мол, специально сделали минимальными, когда мотор обкатается, компрессия будет выше обычной, а шум слабей. А чтобы помочь процессу, надо лить хорошее масло.
И владелец лил... Потому что мотор жрал дорогое ВР-3000 без меры! "Ладно, пусть! - тешил себя владелец. - Он же еще обкатывается". Но минуло 10 тысяч, потом 15, а "обкатке" не видно конца! Мотор по-прежнему тугой, тупой, расход бензина - как у грузовика, да и масла тоже.
Каплей, переполнившей чашу терпения, оказалась остановка мотора в уличной пробке. Забурлили пузыри газов в расширительном бачке. Помня чьи-то рассказы, сообразил, что головку блока цилиндров уже покоробило, и через неплотности стыка газы прорываются в рубашку охлаждения.
...Но пока соображал, мотор встал. Заклинило. И покуда не остыл, пустить его не удавалось. Наутро машина прибыла к нам - двор заволокло дымом так, что с разборкой не стали тянуть. Вскоре увидели эти замечательные поршни: их пришлось вышибать из цилиндров! На одном, которому, наверное, досталось больше других, нашли даже трещину! Поршневые кольца наглухо завальцованы в канавках - работать не могут. Вот почему мотор не тянул, а масло жрал ведрами. Остается лишь удивляться тому, что еще заводился.
Ну а в чем же причина? Измерили диаметры цилиндров наверху, где поверхность не тронута кольцами. И сопоставили с диаметрами поршней (буква "С" на днищах была хорошо различима). Результат? Это же новое слово в "моторной" науке! В холодном моторе 2106 зазоры между поршнями и стенками цилиндров должны составлять до 0,07-0,08 мм - этим компенсируется более сильное тепловое расширение поршней при работе двигателя. А у клиента - всего 0,01-0,02!
Вот так наказали его в сервисе. Конечно, пришлось заново ремонтировать двигатель, причем к расточке цилиндров и хонингованию добавился ремонт покоробленной головки блока. Ну а клиент выслушал небольшую лекцию о том, что даже самый примитивный двигатель, если неправильно собран, нормально работать не будет. Соблюдение технологии экономит деньги.
Этот поршень не жилец!