Ставка больше, чем жесть

СТАВКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖЕСТЬ

Об особенностях обновленного Таможенного кодекса (по сути значительно переработанной редакции действовавшего кодекса) мы расспросили заместителя начальника Главного управления федеральных таможенных доходов Главного таможенного комитета РФ Елену Цветкову.

- Елена Владиславовна, 10 лет страна жила по старому кодексу - и ничего. Зачем понадобилось его обновлять?

- Новая редакция содержит ряд принципиально иных положений. Ее основные задачи - упростить и сократить время таможенного оформления, избавиться от фактически ненужных для таможенного контроля документов, при этом не повлечь снижения качества самого контроля и, как следствие, сокращения таможенных платежей.

Отныне также сокращен объем полномочий, которые раньше были у Правительства РФ и ГТК, отдельные нормы устанавливает непосредственно закон.

- И как эти изменения коснутся автолюбителей? Упорно ходят слухи о каком-то грядущем уменьшении таможенных ставок на иномарки старше семи лет...

- Могу сказать одно: в отношении автомобилей старше трех лет никаких изменений размеров единых ставок таможенных пошлин, налогов пока не предлагается. С предложением сохранить действующие ставки на автомобили старше трех лет при подготовке проекта постановления согласились все заинтересованные министерства. Рынок только-только начал привыкать к новым пошлинам, и нам сложно вести даже аналитическую работу - ставки и правила меняются слишком часто. В таких условиях любое сравнение, любое обобщение некорректно. А главное - по рынку это бьет больно: вспомним ажиотажный спрос 2002 года, когда все ожидали увеличения пошлин на машины старше семи лет. Целый год после этого рынок лихорадило! А 2003 год? Как ни старались скрыть информацию о предполагаемом повышении пошлин на 3-7-летние автомобили, об этом все узнали. И снова ажиотаж! Рынок "перегрелся" так, что даже сейчас, спустя полгода, цены не падают.

Но вернемся к кодексу. В предыдущей редакции ставки таможенных пошлин на товары (в том числе и транспортные средства), которые ввозят физические лица, вводили постановлением Правительства РФ. С 1 января они - нормы прямого действия и установлены законом. В отношении транспортных средств вообще предусмотрены единые ставки таможенных платежей для физических и юридических лиц. Это уже было сделано летом прошлого года для автомобилей от трех до семи лет (для физических и юридических лиц таможенные платежи рассчитываются по разным схемам, но они практически равны - ред.). Теперь Правительство РФ определит категории транспортных средств, а затем будут установлены единые ставки налогов, таможенных пошлин для каждой категории. При этом в отношении новых автомобилей, с нашей точки зрения, необходимо сохранить максимальную унификацию платежей в торговом и неторговом обороте.

- И как это скажется на рынке новых автомобилей?

- Надеемся, что никак. С точки зрения экономики все равно, кто повезет автомобиль в страну - фирма или частник-перегонщик; платежи должны быть одинаковыми. Автомобиль ведь при этом остается сделанным из того же железа... Другое дело, что для машины, которая ввозится для личного употребления, должен быть упрощен порядок оформления - не нужны паспорт сделки, контракт, сертификаты, не требуется процедура валютного контроля и т. д.

Государство, особенно в последний год, после принятия "Концепции развития отечественного автопрома", старается изменить ситуацию, когда платежи для физических лиц были существенно ниже, чем в торговом обороте, и когда свыше 80% машин ввозили частники и лишь около 20% - юридические лица. Ни для кого не секрет, что эти 80% предназначались отнюдь не для "личного потребления", а для продажи. Бизнес, в который были вовлечены тысячи людей, никто не запрещает, но, будь добр, плати налоги. Этого требует и новая редакция Таможенного кодекса. Для торговых предприятий правила останутся прежние, а для частных лиц, которые после 1 января повезут новые автомобили, изменятся порядок оформления и система расчета, но общая сумма практически останется той же.

Кстати, наш рынок уже начал меняться, приобретать более цивилизованные очертания. По итогам трех кварталов мы зафиксировали, что соотношение ввоза между физическими и юридическими лицами существенно изменилось - 59% на 41%, а в некоторых регионах ввоз в торговом обороте уже преобладает над ввозом частниками. И это нормально! Теперь значительную часть подержанных автомобилей ввозят компании, которые потом продают их через свои магазины. С точки зрения потребителя, это в чем-то большой плюс: владелец салона гарантирует юридическую чистоту автомобиля, может сделать предпродажную подготовку, обеспечить затем качественный сервис и т. д. Согласитесь, хоть это и будет несколько дороже, зато можно потом спросить по закону, если вам продали, например, "утопленника".

- Раньше было немало претензий по поводу многодневных очередей при таможенном оформлении. Как на это "отреагировал" новый кодекс?

- Новый кодекс установил срок для завершения таможенного оформления три дня. При условии, конечно, что декларант выполнил все необходимое - представил положенные документы, сделал все таможенные платежи. Кстати, кодекс впервые установил перечень документов, обязательных при таможенном оформлении. Теперь ничего дополнительного сверх этого с вас требовать не имеют права.

- Что еще нового в кодексе, имеющего отношение к автовладельцам?

- Изменения коснулись практически всех этапов таможенного контроля и оформления, в том числе значительно изменен порядок перемещения товаров физическими лицами для личного потребления. В два раза увеличена квота для беспошлинного ввоза. Если до 1 января можно было беспошлинно ввезти в страну товаров весом не более 50 кг на сумму не больше 30 тыс. руб., то с нового года квота увеличилась до 65 тыс. руб. Хорошая новость и для тех, кто занят мелким бизнесом ("челноков") - товары стоимостью от 65 до 650 тыс. руб. будут облагаться по единой ставке (она останется на прежнем уровне - 4 евро за 1 кг).

Вот, кажется, и все, если не считать того, что вводится обязательное декларирование (в письменной форме) при перемещении через границу всех транспортных средств.

- Но так было всегда!

- Раньше это было требование таможни, а теперь - закона.

Остальные изменения касаются технической стороны оформления товара при перемещении его через границу (в том числе и автотранспортом), методик определения его стоимости.

- Если я правильно понял, в новом кодексе сотрудников таможни все устраивает?

- Это не совсем так, хотя, как говорится, закон есть закон. Некоторые его позиции нас очень беспокоят. Например, до 1 января действовал порядок, который не разрешал физическим лицам, гражданам РФ, временно ввозить в страну транспортные средства. В кодексе же теперь разрешается временно, сроком до полугода, ввозить на территорию России ТС, зарегистрированные в зарубежных странах. Мы считаем это весьма опасным в смысле разных злоупотреблений.

- Что, снова повезут машины с белорусскими номерами?

- А их и сейчас немало в России, ведь на границе здесь нет таможенного контроля, а для оформления во "внутренние" таможни приходят не все. Но, боюсь, появится немало машин и с другими номерами - закон позволит разъезжать на них до шести месяцев. Еще больше опасаюсь, что многие из них будут с "криминальным прошлым". Если автомобиль законно куплен, он пройдет положенные проверки при оформлении сделки, при постановке на учет и т. д. А "временно ввезенный"? По закону им можно управлять по рукописной доверенности... И вообще, каким образом будут отслеживать пути-дороги этих иностранных автомобилей по России - пока неясно.

Изменений таможенных пошлин на автомобили старше трех лет не будет

Подпишитесь на «За рулем» в