Дело о советском паспорте

ДЕЛО О СОВЕТСКОМ ПАСПОРТЕ

В общем, Георгий мог бы заплатить налог и за несуществующий автомобиль – свое время дороже, вот только сумма удивила: больше 9 тысяч рублей! Позже оказалось, что в ГАИ на его имя с 1994 года (!) зарегистрирован автомобиль «Додж-Интрепид» с объемом двигателя 3,5 литра мощностью больше 200 лошадиных сил! Отсюда и такая сумма. Георгий вспомнил, что примерно в то время он потерял паспорт. Еще советский, «серпасто-молоткастый», который потом ему подбросили. Через несколько лет получил новый, а о приключениях со старым и думать забыл. А им тогда, выходит, кто-то успел «попользоваться»…

Честно говоря, ситуация настораживала. Хорошо, что по почте пришло налоговое уведомление, а не повестка от следователя, к примеру. Ведь «двойник» Георгия мог натворить бог знает что. Например, сбить человека и скрыться с места ДТП. И пусть «собственник» сам разбирается с милицией!

ПЛАТА ЗА ДОВЕРЧИВОСТЬ

Обращаться в ГАИ или налоговую было бесполезно, хотя мы и попытались это сделать. Информация о зарегистрированных транспортных средствах является служебной и разглашению не подлежит. Напомню, что, когда существовал налог с владельцев транспортных средств (его еще называли «дорожным»), хозяин автомобиля сам рассчитывал сумму и производил оплату через банк; в расчет принимались стоимость лошадиной силы и их количество. Без предъявления квитанции об оплате техосмотр было не пройти да и снять-поставить на учет в ГАИ тоже. А если владелец автомобиля продавал его на запчасти или выбрасывал на свалку, то просто переставал оплачивать и дорожный налог. При этом машина чаще всего с учета в ГАИ не снималась – никакого механизма принуждения не было.

Сейчас в соответствии со ст. 362 и 363 НК РФ налоговая инспекция рассчитывает сумму налога и отправляет гражданину уведомление об оплате. Плательщиком же по закону является тот, на кого зарегистрирован автомобиль.

ЧЕЛОВЕК, ПОХОЖИЙ НА НОТАРИУСА

Но мы отклонились. Сейчас нас интересует история с Георгием. Как удалось выяснить неофициальным путем, новый «Додж» был поставлен на учет десять лет назад (это при максимальном сроке доверенности в три года!), причем злоумышленники регистрировали автомобиль тоже по доверенности. Уж слишком большой риск идти в ГАИ с чужим паспортом (хотя, конечно, если есть «свой человечек»…). Все-таки гораздо проще заявиться с ним к нотариусу. Тот всегда может сказать, что к нему приходил человек, внешне очень похожий на доверителя, поэтому никаких подозрений у него не возникло. Доказать вину такого нотариуса крайне сложно. Видимо, так и произошло в нашем случае – к нотариусу пришел «похожий на Георгия» мужчина, выписал доверенность. А в ГАИ уже был представлен реальный паспорт и подлинная доверенность. В итоге автомобиль поставили на учет.

Что же было делать в этой ситуации Георгию? Устные обращения в ГАИ и налоговую инспекцию бесполезны. У. мог снять машину с учета в связи с утилизацией (процедура описана в ЗР, 2004, № 12), для чего достаточно явиться в ГАИ и заявить, что все документы утеряны, а машина полностью сгнила где-то на даче. Но, во-первых, все равно пришлось бы уплатить выставленный немаленький налог, а во-вторых, была совершенно неизвестна «биография» этого автомобиля. Вполне возможно, он где-то уже «засветился», и, как только мы явимся в ГАИ с заявлением о снятии с учета, хозяином тут же заинтересуются правоохранительные органы. Пойди потом объясни дотошным сыщикам, почему ты стал снимать машину с учета, вместо того чтобы заявить о подлоге. Вот именно это мы и решили сделать – заявить о подлоге. Вместе с Георгием подготовили три заявления. Первые два – в прокуратуру и ГИБДД с просьбой провести проверку законности регистрации автомобиля. О результатах проверки попросили уведомить «в установленном порядке», то есть в письменном виде. Третье письмо направили в налоговую инспекцию с изложением случившегося и просьбой повременить с истребованием налога на время проверки в органах прокуратуры и ГИБДД. В этом случае, если строго следовать закону, Георгий платить налог за автомобиль не обязан, несмотря на то что он зарегистрирован на его имя. Согласно статье 357 НК РФ налог должен платить тот, на кого автомобиль зарегистрирован «в соответствии с законодательством Российской Федерации». В нашем же случае законность регистрации «Доджа» вызывала серьезные сомнения (именно это сейчас проверяет прокуратура!).

Удивительно, но на этом история и… закончилась. Нас известили, что правоохранительные органы выясняют, кто обращался в ГАИ для регистрации этого «Доджа» и где машина ныне. Но это уже не должно беспокоить Георгия; его даже могут не извещать о результатах расследования.

А мы добились главного: У. избавлен от необходимости платить большие деньги за «чужого дядю» и связанных со всей этой историей волнений. А наше небольшое журнальное расследование плавно перетекло в расследование иного уровня. Возбуждено уголовное дело, идут проверки прокуратуры, розыскные мероприятия. Но это уже другая история, и о ней, я надеюсь, расскажем.

Подпишитесь на «За рулем» в