Дело о потерянном знаке
Неожиданно «Газель» резко свернула налево, выехала на полосу Игоря и стала набирать скорость! Уйти вправо не удалось – помешал высокий бордюр, а за ним – трамвайные рельсы…
Удар пришелся в левую часть машины Игоря. К счастью, он был пристегнут, поэтому отделался легким испугом. Из «Газели» вышел растерянный мужчина в годах и, извиняясь, объяснил, что он так и не понял, куда следовало ехать на этом перекрестке. Вместе с Игорем они отправились на поиски знаков и обнаружили всего один – «Уступите дорогу». Но он находился не перед самой улицей Полярной на севере столицы, где случилось ДТП, а перед ее дублером. Никаких других не было…
ВОТ ПРИЕДЕТ БАРИН, ОН НАС И РАССУДИТ…
Инспектор ГАИ приехал довольно быстро, с ходу заявил, что виноват водитель «Газели», и начал рисовать схему. Правда, с протоколом вышла заминка: ведь никаких оснований составлять его не было! Формально никто из водителей не нарушал требований знаков… по причине их отсутствия. В конце концов инспектор предложил встретиться в отделении – «там все решат». Но в назначенный день Игорь явился один – Махабек Р., водитель «Газели», житель Калуги, отсутствовал по уважительной причине.
– Никаких проблем! – заявили Игорю в ГАИ. – «Калужский», безусловно, виноват. Он с этим согласен, так что требуйте с него денег.
Однако выдать какие-либо документы в подтверждение этих слов инспекторы отказались. «Сам понимаешь, вину теперь суд устанавливает, там и разбирайтесь. А мы дело уже закрыли».
На всякий случай Игорь проконсультировался в «Правозащите». Как следовало из схемы ДТП, перед выездом на улицу Полярная (где произошло столкновение) шла параллельная дорога-дублер; перед ней висел знак «Уступите дорогу». Такая организация движения могла сбить с толку кого угодно, тем более, если водитель (особенно неместный!) проезжал этот перекресток в первый раз. Поэтому я подготовил исковое заявление о возмещении ущерба, ответчиком по которому выступал водитель «Газели», но в нем обратил внимание на отсутствие знаков. Суд обязан направить по этому поводу соответствующие запросы и при наличии оснований переадресовать требования настоящим виновникам.
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА – ЭТО НАПАДЕНИЕ
Но вместо того чтобы выяснить в суде, кто отвечает за установку знаков, мы вынуждены были… отбивать атаки адвоката, представлявшего владельца «Газели». «Калужские» привели свидетеля, который утверждал, что непосредственно перед столкновением БМВ двигался с высокой скоростью, а «Газель» вообще стояла! А раз так, то в аварии виноват Игорь К. Пришлось напомнить суду, что, во-первых, никаких доказательств превышения скорости автомобилем БМВ в материалах дела не содержится, а, во-вторых, водители должны действовать таким образом, чтобы «не создавать опасности для движения и не причинять вреда» (пункт 1.5). А ведь именно «Газель» оказалась на встречной для себя полосе движения!
В свою очередь, мы заявили ходатайство по поводу отсутствия знаков на этом участке. Их установкой ведает специализированное монтажно-эксплуатационное управление (СМЭУ) ГУВД. Туда и ушел судебный запрос. Но когда мы в следующий раз пришли в суд, то получили…. встречное исковое заявление владельца «Газели»! Мы изумились – ведь именно в интересах водителя грузовика доказать, что он не разобрался в знаках, так как их было недостаточно, и тем самым попытаться «перевести стрелки» на ГАИ. Кто именно будет возмещать Игорю ущерб – водитель «Газели» или ГИБДД – никакого значения не имеет. Вместо этого сторона оппонентов взялась доказывать вину Игоря. Ему предъявили претензии на сумму 25 тыс. рублей, а также просили взыскать расходы на оплату услуг адвоката в размере… 50 тыс. рублей! Поистине жадность человеческая меры не имеет…
На этом же заседании огласили ответ СМЭУ на запрос суда, из которого следовало, что у перекрестка обязательно должен стоять знак 4.1.4 («Движение прямо и направо»). На момент ДТП его там не было (что и зафиксировал инспектор на схеме). Поэтому в качестве ответчиков мы попросили также указать ГУВД Северо-Восточного округа Москвы. Судья с нашими доводами согласился.
ПОТЕРПЕЛИ ПОБЕДУ?
Вместо того чтобы поддержать нашу позицию, адвокат Махабека Р. выдвинул новые требования: он ходатайствовал о назначении автотехнической экспертизы, чтобы все-таки уличить Игоря К. в нарушении Правил. И за такую работу он хочет получить 50 тыс. рублей?! Суд в проведении экспертизы, естественно, отказал.
Стратегия защиты представителя ГУВД была построена подобным же абсурдным образом. Он выступил со смелым заявлением, что знак 4.1.4 («Движение прямо и направо») – предписывающий, а не запрещающий, поэтому не возбраняет (!) поворачивать налево. А стало быть, его наличие или отсутствие на дороге никак не повлияло на ДТП! Инспектор ГИБДД, оформлявший происшествие, подтвердил в суде «мнение руководства», что знак «Прямо и направо» не запрещает поворот налево (!). Только представьте, что такой ответ даст кто-то на экзамене в ГАИ – не видать прав вовеки, а вот офицер в суде врет – и не краснеет… К сожалению, мы не имели права вмешаться, но дело наше в любом случае было «правое»; тогда решалось, кто заплатит за ущерб – приезжий или Департамент финансов правительства Москвы (он расплачивается по закону за все грехи столичной ГАИ). Да и, честно говоря, особого желания вмешиваться не было. Ведь поначалу хотели помочь хозяину «Газели», а вместо благодарности – встречный иск. Как мы и ожидали, суд решил взыскать с водителя грузовичка в пользу Игоря К. всю сумму ущерба.
Про такие дела говорят: «потерпели победу». Формально дело выиграли – ущерб, нанесенный нашему клиенту, будет возмещен. Но, как оказалось, суду, призванному «осуществлять правосудие на основе состязательности и равноправия сторон», важнее было другое – побыстрее вынести решение по делу. И совсем не важно, кто, в конце концов, должен отвечать; главное – «закрыть» его до конца года. Конечно, осталась еще возможность обжаловать решение, вот только хватит ли сил у простого человека бороться с Системой? Особенно после того, как обжегся однажды, доверившись адвокату-рвачу. Посмотрим... Если «калужские» соберутся обжаловать решение суда, мы готовы выступить на их стороне.
P.S. Не так давно автор проезжал перекресток улиц Молодцова и Полярной, где произошла авария: знаков там прибавилось. Вот только развешаны они так, что разобраться в них невозможно…