Так закалялась пластмасса

ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ ПЛАСТМАССА

Несмотря на применение специальных жаропрочных сортов стали для выпускной системы, периодически "прогорающие" глушители остаются неприятной реальностью для автомобилистов. "Прогорающие" - не случайно в кавычках. Ведь даже плохонькая сталь не сгорит и не расплавится при температуре в несколько сотен градусов. Дыры появляются в результате ускоренного окисления, в том числе из-за солей на дорогах, перепадов температур.

Конечно, нержавеющая сталь гораздо долговечней, однако детали из нее значительно дороже. А ведь есть материалы, которые абсолютно инертны, то есть не вступают в реакцию с кислородом и другими элементами, к тому же легче и технологичнее стали. Например... пластмассы.

Да, да, пластмассовый глушитель - сегодня вовсе не фантастика. Правда, пока речь идет об элементах, установленных внутри выпускного тракта. В современных двигателях ради чистоты выхлопа приходится управлять потоками отработавших газов, направляя часть обратно в цилиндры или по специальной трубе для снижения температуры (ЗР, 2003, № 12). Тут не обойтись без заслонок, управляемых компьютером, которые должны выдерживать "адские" температуры и работать без заеданий.

Стальные подшипники здесь долго не протянут. А вот выполненные из нового материала Vespel марок ТР-8311 или SP-22, разработанного фирмой "Дюпон", спокойно терпят нагрев свыше 550°С. Детали клапанов рециркуляции отработавших газов, втулки подшипников скольжения, направляющие заслонки без нареканий и без износа выдержали 400 тысяч рабочих циклов. При этом, кстати, не нуждались в смазке, поскольку обладают очень низким коэффициентом трения. Похоже, технических препятствий на пути к вечному пластиковому глушителю уже нет, остались лишь экономические...

Детали клапанов и подшипников для выпускной системы из нового материала уже применяют на дизельных автомобилях концернов "Дженерал моторс" и "Даймлер-Крайслер".

Подпишитесь на «За рулем» в