В поисках хорошего топлива.
Официальный ответ на вопрос: «Где надо заправляться?» довелось услышать из уст одного из руководителей Федерального агентства по техническому регулирования и метрологии. Суть такая: перед Законом у нас все равны, а потому услуги любой бензоколонки обязаны быть безупречными. Поэтому советовать выбирать какую-то определенную АЗС – это верх глупости!
Наверное, я глупец. Потому что уже много лет настоятельно советую всем читателям ЗР категорически избегать любых откровенно подозрительных АЗС, начиная от пародий на фирменные (украденная цветографика, похожие названия и т.п.) до скучающих на обочинах бензовозов. Еще одна примета заведомо дрянного топлива – подозрительно низкая цена. Скажем, на соседнем «Лукойле» – 29 руб, а тут – 26! Я отказываюсь понимать логику людей, сознательно заправляющих свои автомобили именно в подобных местах…
Что касается равенства перед Законом… Во-первых – Блажен, кто верует! А во-вторых – и это самое обидное! – где он, Закон? Если взять наш супердокумент – Технический Регламент, то лично меня такой Закон не устраивает. На глазах у всех какой-то Мальчиш-Плохиш выбрасывает из него один важнейший параметр за другим – недавно от его руки пало октановое число! Причем в варианте документа для Таможенного союза оно еще осталось, а вот для России – увы…
Лично я не знаю, кому сказать спасибо за этот бардак. Но сложившаяся практика принятия подготовки серьезных правительственных решений вызывает откровенное неприятие. Совершенно очевидно, что чиновник, сознательно вычеркивающий «октановое число» из перечня важных параметров, абсолютно некомпетентен – как Модест Матвеевич Камноедов из знаменитого «Понедельника…» братьев Стругацких. Как там у них сказано – человек могучий, непреклонный и фантастически невежественный… Очень похоже.
На этом фоне перестаешь удивляться тому, как заправщики не боятся в январе открыто торговать летним соляром. Наш коллега этой зимой как раз нарвался на такой вариант – и не на далекой сельской трассе, а в Москве! Залил полный бак, а ночью тот вообразил себя айсбергом! Все дальнейшее – твои личные проблемы… Впрочем, в этом месте будет уместно привести комментарий специалиста.
КОММЕНТАРИЙ Руководитель Северо-западного межрегионального территориального управления Росстандарта, к.т.н., доцент, академик МАН ЭБ Василий Смеречук.Итак, на дворе январь, но температура – около нуля. Имеют ли право АЗС торговать не зимним топливом? Отвечаю – однозначно нет! С 1 октября по 30 апреля должны применяться исключительно топлива зимних марок! Единственное послабление, согласно действующему ГОСТ, касается переходного периода – в октябре и апреле может продаваться дизтопливо с предельной температурой фильтруемости не выше минус 15 градусов. Но в остальное время, будь на улице хоть нуль, должны продаваться только зимние или арктические топлива! Безо всяких кивков на показания термометров! Кто продает что-то другое, тот – нарушитель закона! Как вести себя потребителю? Звоните мне и моим коллегам! Правда, к моему удивлению, на АЗС никогда не указывают телефоны Росстандарта, но их нетрудно отыскать в Интернете! Находите территориальный орган Росстандарта и излагаете ситуацию. Мы по звонку или по письму без согласования с прокуратурой выезжаем на объект и реагируем должным образом! Подчеркиваю – мы реагируем на заявления самых обыкновенных потребителей! Как раз сейчас занимаюсь подобным делом: у меня в руках жалоба обыкновенного «дяди Васи». По его сигналу мы отправили людей взять пробы на указанной АЗС, чтобы провести их анализ. Обнаружим некондицию – передадим дело в суд для применения штрафных санкций! Размер штрафа для юрлиц – 300000 руб; если нарушение повторное – миллион. При этом можно ставить вопрос о ликвидации фирмы-нарушителя. И еще один важный момент! Если вы заправили машину и поняли, что она, как говорится, «не едет», то следует вернуться на АЗС, предъявить им чек и потребовать провести отбор топлива с нужной вам колонки – два экземпляра по литру! У операторов это не вызывает вопросов – специальная тара на АЗС есть. Одна бутылка остается у них, другую дают вам. Оформляется, запечатывается – и все это для обыкновенного частного лица! Если откажут – звоните нам, в Росстандарт!Смеречук
И, все же, где заправляться-то? Версию официального ответа на этот вопрос мы уже привели в начале – другой нет и не будет. Поэтому дальше излагаю свою точку зрения, основанную на беседах с теми же сотрудниками Росстандарта и прочими уважаемыми господами. Всех, кто посчитает информацию некорректной, заранее прошу ее дополнить.
Хороший вариант заправки – это там, где фирма использует только свое топливо, без хранения на нефтебазах других операторов. Иными словами, нужна вертикально-интегрированная структура, которая занимается всем – от добычи до АЗС. Простейший пример, понятное дело – «Лукойл». А вот «Шелл» и ТНК по неофициальным сведениям пользуются хранилищами нефтебаз, которые не относятся к образцовым. При этом уважаемым фирмам легко оказаться обманутыми. Ну что стоит взять тысячу тонн нормального бензина, смешать его, скажем, с 200 л своей бодяги, и в итоге получить ухудшенную тысячу, но улучшенные 200 л?
Кстати, а откуда берется плохое топливо? Руководители всех рангов уверенно заявляют с трибун, что ни один завод страны барахла не производит! Поэтому операторы, которые не имеют своих собственных нефтепродуктов, берут с заводов низкооктановые бензины (заметьте – хорошие!), затем бухают туда спирт, присадки и черт-те что, вытягивают октан до 92 – 95, и не платят при этом соответствующий акциз! Разница идет в карман. А потребитель, заправившийся этой дрянью, чувствует, что голова болит, машина не едет и все такое…
Загибаем пальцы дальше. Киришский бензин претензий у испытателей обычно не вызывает. «Газпромнефть»? Вроде бы, без проблем: у них два завода, ярославский и московский. По моим сведениям, недавно проводили сравнение ярославского бензина с норвежским – спецы никакой разницы не уловили! И, вообще, не особо доверяю разговорам на тему: «Выехал за границу, заправился и машина полетела»… Уважаемые мною испытатели в один голос говорят, что и фракционный состав, и теплотворная способность, и распределение октана по фракциям у нас ничуть не хуже, чем «там».
«Роснефть» и ТНК в целом на хорошем счету. А вот «Несте», которую я всегда навещаю при вояжах в Питер, вызывает у пользователей неоднозначную реакцию. С удивлением узнал, что 98-й бензин у них импортный, а остальные – отечественные. В этом беды нет: имеется жесточайший входной контроль, проводится чистка резервуаров, есть свой транспорт. Но вот конкретные исполнители умудряются пролезать со своими ложками дегтя. Неоднократно приходилось слышать жалобы читателей на топливо в Выборге, особенно в пятницу вечером… Кто и как подмешивает в классный бензин нечто нехорошее – не знаю: за руку никого не ловил. Просто делюсь информацией от обиженных собратьев по рулю.
Кто еще? «Шелл», ТНК-ВР… С ними о проблемах не слышал – разве что цены раздражают… «Статойл» погоду пока что не делает, хотя с ним проблем тоже нет. Идем дальше… ПТК – крупная компания! Две нефтебазы, шикарные лаборатории, более 140 АЗС в городе и по трассе, декларация тройного контроля, но… Но, при этом, столпотворения машин на этих заправках вы не увидите никогда. Почему? Видать, не по нраву потребителю. Впрочем, насколько мне известно, эти заправки обеспечивают бюджетные городские организации, а там жаловаться не будут.
Кто еще? «Фаэтон»? Своей базы у него, насколько я знаю, нет. Но ничего не сказать про АЗС «Аэро» невозможно: там любят продавать бензин по двойной (!) цене! В наших экспертизах он был – никакого двойного качества там не увидели. Еще есть «Магна» с магнитами… Лично посылал туда письмо с просьбой разъяснить про «влияние северного сияния на колебания…» … извините, дальше неприлично. Ответа я не дождался. Вспоминаются куплеты лисы Алисы и кота Базилио.
«Татнефть» и «Башнефть» – это такие твердые «середняки». У башкир недавно появилась своя база в Морозовке – это хорошо. Жалоб на качество не встречал, равно как и возвышенных похвал.
КОММЕНТАРИЙ Руководитель Северо-западного межрегионального территориального управления Росстандарта, к.т.н., доцент, академик МАН ЭБ Василий Смеречук.Я считаю, что в идеале при выдаче топлива под реализацию надо оформлять паспорт качества с рядом показателей – все это нужно определять прямо на нефтебазе. Увы: такой возможности нигде в России нет! Самая лучшая оснащенность по нашему региону – на ПТК, у «Несте», на Киришском НПЗ. Еще есть ряд независимых лабораторий. Но что будет, если все толпой ринутся туда? Неудивительно что сегодня в ряде мест никто и ничего не испытывает, а просто переписываетпаспорта качества, используют разного рода копии и т.п. Кстати: право оформлять паспорт имеет только лаборатория, а вовсе не начальник какого-нибудь подходящего отдела! Если бы все проверяли бы качество прямо на нефтебазе, проблем было бы куда меньше. Но Регламент нанес жесткий удар по некогда отлаженной системе, фактически уничтожив ранее принятые документы, регламентирующие поведение цепочки от завода до АЗС.tat