Винтокрылый эвакуатор МЧС
Новый министр по чрезвычайным ситуациям обещает буквально завтра начать эвакуацию разбитых в ДТП машин вертолетами http://www.zr.ru/a/440056/. Это вообще возможно? Ведь в Москве полно всяких проводов – трамвайных, троллейбусных, рекламных растяжек…
Да, на выставке «Комплексная безопасность-2012», проходящей в Москве даже показаны всевозможные приспособления для таких операций. Теоретически это, конечно, возможно: вертолету нет нужды садиться. Он может зависнуть и спустить трос со стропами. Тем более, что провода и растяжки мешают не везде. Например, на МКАД или ТТК их немного, а пробки создаются гигантские. Пока сквозь них пробьется обычный эвакуатор…
Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Допустим, в каком-то конкретном случае техническая возможность наличествует, http://www.zr.ru/a/440056/ и МЧС удалось получить разрешение на полет в нужный район столицы. Но во что он обойдется? Час работы крылатой машины (и это без учета такелажных работ) стоит от 30000 рублей. Сомнительно, чтобы эти деньги платило государство, тем более, если такие эвакуации станут регулярными. А навязывание платных услуг запрещено законом. Попавшему в ДТП человеку (если он вообще жив, не отправлен в больницу и т.п.) по большому счету уже все равно, как скоро приедет или прилетит эвакуатор. А вот три или тридцать тысяч – две большие разницы. Страховая компания тоже вряд ли будет раскошеливаться на необязательные выплаты, да и потом она все равно попытается взять свое со страхователя.
Хорошо. Допустим, все проблемы решены и на взлетном поле дежурит под парами вертолет МЧС со спецоборудованием. Но кто вызовет «волшебника в голубом вертолете» к месту ДТП? Очевидно, это сможет сделать лишь инспектор ДПС, но только ПОСЛЕ того, как закончит оформление всех нужных бумаг. Ведь вертолет не эвакуатор, висеть в воздухе, сжигая тонны керосина, он не будет. Стало быть, опять ждем-с. После вызова летчик должен получить разрешение на пролет в определенный район Москвы, а это – тоже время. Заметим, что обычный эвакуатор можно было бы вызвонить одновременно с вызовом ГИБДД. Ну, и что мы выигрываем?
Если посмотреть на зарубежный опыт, то вертолеты там применяются, но лишь для экстренной доставки врача и вывоза серьезно пострадавших. Возить по воздуху железный хлам (машина в нормальном состоянии может и сама отъехать, хотя бы в сторону, сама или на буксире!) никому в голову не приходит. В общем, министр, к сожалению, ответил лишь на вопрос: «А можете вывезти машину из Москвы?» Почему бы и нет: взять авто на крюк умели еще во времена «Бриллиантовой руки», операцию «эвакуация» демонстрировали на МАКС-2009… Не стала бы услуга бриллиантовой – вот в чем вопрос, внятный ответ на который и решит: быть или не быть! Я же считаю, «кина не будет», во всяком случае, бесплатного!