Угнали? Сам виноват!
Василий Иванович выражался коротко и ясно.
– Ранен?
– Ранен!
– Ну и дурак!
Письма с вопросами по защите от угона приходят ежедневно. Можно понять отчаяние человека, который не находит своей машины там, где оставил ее. Но я отказываюсь понять логику того, кто решительно отказывается сделать хоть что-нибудь, дабы избежать подобной неприятности. Как в том анекдоте про еврея, который мечтает выиграть в лотерею, но упорно не покупает лотерейный билет…
Василий Иванович, в целом, прав. Угнали? Сам дурак! Потому что редкий угонщик следует заповедям Деточкина, выбирая путь наибольшего сопротивления. Заказные угоны, конечно, есть, но в общей массе они не делают погоды. Обычно нужна машина определенной модели – вот и все. При этом – ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! – угоняются вовсе не обязательно престижные модели типа «икс пятой»! Очень часто рынок начинает требовать запчасти для невзрачных массовых «золушек», слетевших по возрасту с гарантии. И фразы «Кому она нужна?» уже не работают.
Нас пугают новой волной угонов: http://www.zr.ru/a/448323/. И правильно пугают – расслабляться не стоит. На рекламную составляющую материала лучше не обращать внимания – вместо этого я с настойчивостью дятла предлагаю следовать простейшим правилам и советам, которые в ряде случаев могут оказаться решающими.
- ·Сев за руль, немедленно заблокируйте все двери! И пристегнитесь!
- ·Никогда не носите брелок от «противоугонки» на одной связке с ключами!
- ·Никогда не приклеивайте на стекла наклейки с указанием типа установленной на машине «противоугонки»!
- ·Никогда не отходите от автомобиля, оставив ключ в замке – даже на несколько секунд.
- ·Не бросайте машину перед кинотеатром, рестораном или бассейном, как бы круто это ни казалось. Даже самый глупый воришка легко подсчитает, сколько времени вы ему оставили на ее угон. Не ленитесь пройти лишнюю пару сотен метров пешком – хуже не будет.
- ·Увидев ночью из окна нехороших субъектов, ковыряющихся возле вашего авто, не бросайтесь через ступеньки вниз, теряя на ходу тапочки. Скорее всего, вас ласково огреют куском трубы по башке. Лучше позвоните в милицию: на такие звонки там могут среагировать, поскольку дело – несложное...
- ·Сделайте так, чтобы на вашей машине стояли хотя бы две «противоугонки». В первую очередь это относится к тем, кому продали автомобиль с уже установленной на него сигнализацией.
- ·Удобство пользования «противоугонкой» и надежность ее защиты часто противоречат друг другу. Терпите! Наверное, многие VIP-граждане тоже не в восторге от постоянного присутствия охранников…
- ·Далеко не каждая «противоугонка» автоматически «заступает на пост», когда вы покидаете автомобиль. Если, к примеру, у вас установлен механический блокиратор рулевого вала или коробки передач, то почти наверняка можно сказать, что вы пользуетесь ими от случая к случаю. Именно в такие моменты и происходят неприятности – не ленитесь пользоваться защитой постоянно!
- ·Если на стоянке перед супермаркетом вдруг «забарахлил» ваш брелок, не спешите запереть машину ключом – лучше уезжайте в другое место. Скорее всего, вас «пасут» и спокойно ждут, когда машина останется без охраны. Если то же происходит перед домом – уберите машину куда угодно, хоть за квартал. Пусть ищут другую добычу.
- ·Не поддавайтесь на мелкие провокации угонщиков! Консервная банка, привязанная сзади к вашему бамперу, прилипший к заднему стеклу лист бумаги – все это лишь повод заставить хозяина выйти из работающей машины. Похожими приемами пользуются борсеточники, спускающие правое заднее колесо… Кстати, не открывайте без нужды окна – особенно перед светофором. Известны случаи, когда чувствительные дамочки с визгом выскакивали из престижной машины, когда к ним в окно влетала, скажем, крыса! Хорошо, если дохлая…
А теперь – вопрос вопросов: где и как защитить машину? И как, рассуждая на эту тему, избежать обвинения в продвижении того или иного бренда? Помимо советов типа «Читайте ЗР» лично от себя добавлю следующее: я никогда не любил разного рода «игрушки», которые превращают автомобиль в какой-то игровой автомат с «ходилками» и «стрелялками». Я – противник дальнобойных брелоков, звонков в машину с мобильных телефонов, дистанционных прогревов мотора и т.п. Прогресс прогрессом, но, на мой взгляд, это противоречит принципам пассивной безопасности моего автомобиля. Если телефонный звонок открывает дверь в мою квартиру, то рано или поздно вместо меня в нее войдет кто-то другой. Мне кажется, что подобные конструкции должны оставаться уделом продвинутых радиолюбителей. У одного человека такая конструкция будет работать, но рекламировать ее незачем. И никому не придет в голову искать какое-то противоядие.
Советы такого рода обычно воспринимаются плохо. Народ любит «игрушки» и свято верит в их безнаказанность и неуязвимость. Нажал на кнопочку или, того хуже, позвонил по телефону – просто и эффектно. Но настоящая защита всегда нестандартна – иначе это пародия. Защитить вашу машину от угона может только мастер. Причем, да простят меня многочисленные автосалоны, совсем не тот, который с утра до ночи осуществляет «предпродажную подготовку» и лепит на все «форды» или «шкоды», продаваемые данной фирмой, одно и то же по общему рецепту. Настоящий же профи предлагает только эксклюзив, «ключ» к которому не вычислить с первого взгляда. Да и со второго тоже.
Понятно, что профи тоже бывают разные. Скажем, в «Лаборатории Андрея Кондрашова» вам не станут устанавливать какую-то конкретную «сигналку» или, к примеру, блокиратор капота.
Здесь философия иная: мы, дескать, обеспечиваем комплексную защиту вашего авто от угона. Здесь сооружают эдакое многоуровневое минное поле – что-то, да сработает. Электронные сигнализации, иммобилайзеры, метки, видеорегистраторы, сирены, дополнительные дверные
замки с солидными ригелями, пленка на стеклах, пиропатроны…. Штатный контроллер автомобиля механически защитят от замены и от подключения другого, «почти такого же». А диагностический разъем, через который многие машины почти мгновенно сдаются без боя, заменяется на другой, совершенно иной конструкции. Примерная стоимость работ – от 7 до 14% от цены автомобиля.
Такой подход имеет право на существование, но мне ближе принцип разумной достаточности. Скажем, фирма AIS АВТО (где, кстати, работает автор многих зарулевских публикаций А. Юнисов)
придерживается иной концепции – здесь осуществляют электронную блокировку жизненно важной цепи (или цепей!) автомобиля, выполненную индивидуально, не как у других. Логика простая: вычислить и обойти такую блокировку сможет далеко не каждый сервисный автоцентр, а от разбойного нападения и разного рода эвакуаторов противоугонка защищать и не должна. Что до цены, то она начинается примерно с 12000 руб для авто типа «Калины». «Майбах» обойдется дороже – тысяч в 40 – 50…
Каждый блок сигнализации, устанавливаемый клиенту, здесь вскрывают и индивидуально дорабатывают. Раскрывать «ноу-хау», по понятным причинам, не буду: достаточно знать, что если хитрый сервисмен решит во время планового ТО потихоньку добраться до этого блока с целью заменить его и брелочек клиента на аналогичные, то толку от этого не будет.
Вместо реле здесь используют только миниатюрные электронные ключи. Их не вычислишь по звукам и размерам, а спрятаться внутри толстенного жгута для них не проблема. Какие цепи блокировать, решается индивидуально: от датчиков положения коленчатого и распределительного валов до соленоидов автоматической коробки передач. Любопытно, что от этой услуги почти все клиенты отказываются! Мол, с двигателем делайте все, что хотите, а коробка – ну ее: вдруг сломается…
А вот механические блокираторы я, честно говоря, недолюбливаю. Возможно потому, что сам – профессиональный электронщик. Но объяснить свою позицию могу: если электроника устанавливется нестандартно, то механику извольте ставить строго по шаблону: миллиметр в миллиметр. Иначе толку от нее не будет. А где шаблон, там и стандартные методы угона…
В заключение – снова о хакерах. Современное авто уже гораздо ближе к компьютеру, чем к телеге, а потому хакеры активно поднимают голову. Уже проскакивали сообщения о том, что серийные авто начинают вдруг пускать моторы, тормозить и все такое без участия хозяина… Разработчики, в свою очередь, ищут выход во все более хитроумных системах кодирования команд, цифровых подписях, одноразовых паролях доступа… Известная мне мера – намерение уйти с общепринятой несущей частоты 2,4 ГГц (блютуз!) на «безопасную» 5,8 ГГц. Что это изменит в принципе – не понимаю. От «пионеров» спасет, но и то на какое-то время…
Наши профи-установщики солидно помалкивают. При этому глубокоуважаемый мною А. Юнисов отмечал, что современные машины, у которых используются метки вместо ключей зажигания («Тойота», «Ниссан» и т.п.), угоняются относительно просто. Нужен только сканер. Когда владелец теряет родную метку, он приходит на сервис и ему записывают в память новую, удаляя предыдущую – точно также действует и угонщик. Однако важно то, что на расстоянии такой номер не прокатит. Если же у машины есть выход в Интернет, то все становится проще. При условии, конечно, что он завязан не только на навигацию, но и на остальную электронику. Скажем, когда владельцу ставят диагноз неисправности его авто по телефону… Чтобы подобные фокусу не срабатывали, приходится «подвешивать» CAN-шину, после чего модули лишаются связи между собой. Это все равно, что снять клемму с аккумулятора – никакой хакер мотор при этом не пустит.
Как тут не вспомнить про первые противоугонки: механический переключатель никаких эсэмэсок заведомо не боится… Как, впрочем, и любая устаревшая техника. На эту тему модно травить патриотические анекдоты. Типа про американцев, которые сунули нос в Югославию и не смогли отключить там системы ПВО, потому что на Балканах тех времен использовалось советское оборудование 60-х годов без всяких микропроцессоров внутри…
Между прочим, многие установщики противоугонных устройств, в том числе и «навороченных», любят поставить где-то в уголке ма-а-аленький такой механический переключатель, разрывающий какую-нибудь важную цепь.
Хуже не будет…