Я – за электромобили!
Легко признаваться в любви к партии после того, как эта самая партия одержала победу на выборах. Примеры у всех на слуху… Что ж, попробую поступить наоборот и пойти против течения. Итак, заявляю: «Я – за электромобили!»
За те самые, которые сегодня не костерят только совсем ленивые…
И попробую объяснить, почему я за них.
Сразу отмечу, что с электричеством я в самых дружественных отношениях. И по диплому, и по хобби, и по работе – так уж получилось. Более того, это мы с коллегой в свое время публиковали разгромные статьи, прослышав про желание бывшего московского городничего лихо закупить какие-то аккумуляторные электробусы, чтобы гонять их туда-сюда то ли по Воробьевым Горам, то ли где-то еще. Мы тогда сразу возмутились: мол, а где же мощные розетки с толстенными кабелями? А откуда взять энергию на обогрев салона зимой: у нас страна далеко не самая теплая! И сколько часов нужно ждать, пока гигантский аккумулятор подзарядится?
Все это так. Но что, если шапкозакидательству противопоставить нормальный проект? Розетки с толстыми кабелями мы делать умеем – какие проблемы-то? За чужими примерами ходить не надо – примерно в те же времена веселые китайцы неожиданно заявили, что, дескать, хорошо понимают, что в обычном автопроме они сильно отстают, но вот по части электромобилей готовы стать мировыми лидерами! Не завтра, и не через неделю, но – лидерами!
Чепуха? Да нет, отчего же: http://www.zr.ru/a/454987/. Полмиллиона электромобильчиков – это уже не штучные экземпляры для потехи обывателей. А вот примеры из других стран: еще в 2002 году на улицы Турина и Генуи вышли 30 электробусов, оснащенных системой индуктивного подзаряда батарей на остановках. И вот уже десять лет, как самые автобусы-электробусы ежедневно пробегают по 200 км в день, не прерывая движения. А идея несложная: примерно так работают любые трансформаторы. Две обмотки отделены друг от друга: одна соединена с источником энергии, другая – с потребителем…
А как же потери? Ведь с увеличением расстояния они неимоверно увеличиваются! В этом и ценность конструкции: ее кпд достигает 95%! На каждой остановке, оборудованной подобным образом, приемная катушка автоматически опускается для обеспечения зазора всего в 40 мм. Пассажиры входят и выходят, а аккумулятор тем временем подзаряжается. Потихоньку, по капельке, но итоговые 200 км городского пробега уже всех устраивают! Да так устраивают, что подобный метод уже спешат внедрить японцы, голландцы, американцы, немцы и даже обитатели Новой Зеландии…
Конечно, речь об общественном транспорте. Из «логанов» и «фордов» никакие катушки выдвигаться не будут – да и зачем? Но дело в том, что я искренно убежден: именно общественный транспорт следует развивать семимильными шагами, а вот личные поездки на автомобиле в центр города (да и не только) вовсе не обязаны быть удобными. Заявляю это при своей любви именно к таким поездкам.
КСТАТИ, НА ТУ ЖЕ ТЕМУ…
Не хотелось бы ссылаться на буржуев, но придется. В том же Сеуле сотрудники престижнейшей масляной компании не торопятся покупать личные авто: им это невыгодно! Автобус довозит тебя с окраины до центра за 15 минут безо всяких пробок: он прет по выделенной только для него полосе! Парковка ему, понятное дело, ни к чему. В нем комфортно, прохладно и все такое. А возьмем Гонконг: найдите-ка место для парковки вдоль тротуара! Долго будете искать…
Идем по Вене. Машины у тротуаров стоят, но их мало. Это – только жители из дома напротив: полицейский знает каждого. Другой не имеет права там парковаться: бери такси, если собрался в гости. Перенесемся в Данию: машина, покупаемая в личное пользование, обойдется вам в ТРИ РАЗА дороже, чем точно такая же, купленная для работы. И не нужно в выходной день соваться на служебной машине, к примеру, в театр. Первое, что сделает полицейский – выпишет штраф на 200% стоимости машины. Отрезвляет довольно эффективно.
К чему это я? К тому, что повсеместно приоритет общественного транспорта неоспорим. А вот у нас его как не было, так и нет: он застыл на уровне середины прошлого столетия. Да и мы при этом еще не наигрались в личные машинки. Кстати, если на «жигулях» я спокойно доезжал в любое время от Москвы до Питера максимум за 9 часов, то на машине, вчетверо мощнее, уже трачу по 12 – 15… Но это – тема отдельного материала: вернемся к электромобилям.
В электромобилях лучше почти все. ДВС, удушенные требованиями разных «евро», не в состоянии тягаться с электромоторами по динамике разгона. Коробки передач и прочие шестеренки – ни к чему. С экологией также все ясно: ради нее все и затевалось. Масла, топлива и охлаждающие жидкости – долой. Зимние пуски превращаются в непонятный термин: что такое пуск для электромотора? Примерно так и думали все фантасты, но…
Единственная проблема современного электромобиля – энергетика. Вернее, ее отсутствие: жалкие 15 – 20 км пробега по зимнему городу с включенной печкой, фарами и т. п. – это, конечно, смертельно. Да, со временем аккумуляторы обязательно обретут дополнительную энергоемкость, но как всем этим пользоваться сейчас?
Мое видение такое: надо с чего-то начинать! Приобретать бесполезные электроигрушки ценой под два миллиона, конечно же, глупо. Но фантазия играет так: на электромобильчики размером со «Смарт» (http://www.zr.ru/a/349258/) или, скажем, «Матиз», ничего не стоит хоть завтра пересадить всех чиновников. Их многолитровые «Ауди» все равно обходятся нам куда дороже. Приехал в Думу, воткнул вилку в розетку и пошел заботиться о благе народа. Розетки им присобачат быстро…
То же – с общественным транспортом: вариант а-ля Италия описан выше. Нынешние выделенные полосы – это показуха для рапорта начальству: надо делать настоящие и надолго. Кто по ним будет ездить – большие «автобусы» или что-то типа нынешних маршруток – неважно. Пусть подзаряжаются на остановках, на конечных станциях – это не главное.
А что делать с частниками? Вот тут я готов принять поток летящих в меня помидоров… Поездки на своем авто по той же Москве должны стать максимально невыгодными, как и в других странах. Хочешь покататься – выбирайся за город и – вперед (если шоссе не забито). А по городу – извини: только за сумасшедшие деньги.
Но я опять влезаю из технической области в социальную…