Долой личные автомобили?
В том, что это когда-нибудь начнется, я лично не сомневался. Столичный чиновник во всеуслышанье заявил о необходимости «Забить автовладельца рублем» (http://www.zr.ru/a/455864/). Звучит несколько грубо, но зато вполне понятно. И, вообще, как утверждал предыдущий городничий, мат – это единственный язык, указания на котором воспринимаются безошибочно. А здесь даже обошлось без мата, что не может не радовать. Действительно, как еще можно заставить людей прекратить пользоваться автомобилями? Впервые я услышал рецепт еще 40 лет назад, когда сосед по двору, купивший дефицитнейшие «жигули», недовольно ворчал, что продажу автомобилей «всем подряд» давно следует прекратить. – Ежели каждый сопляк начнет на машине колесить, что ж тогда будет-то? – возмущался он. – Пусть ездят только те, кому по заслугам положено! Эдак к себе во двор заехать будет нельзя! Ох, знал бы он, что будет через 40 лет… В эпоху социализма с проблемами пробок и парковок успешно справлялся Мистер Дефицит. Заокеанские гости с завистью поглядывали на улицу Горького: им она казалась пустынной и безлошадной. Никаких автосалонов тогда не было, цена «копейки» соответствовала пятилетнему заработку инженера, а красть «в открытую» считалось нехорошо. Александр Иванович Корейко держал деньги в камере хранения, и любовался на них разве что в привокзальном сортире. Зато автовладелец мог спокойно поехать на машине по своим делам, не опасаясь, что его место во дворе кто-то займет. А чтобы добраться на дачу за Солнечногорск, незачем было вскакивать в четыре утра: Ленинградка спокойно переваривала и вечер пятницы, и утро понедельника. А сегодня? Мы все видим. Да, можно ненавидеть чиновников всех мастей, но поставьте себя на их место! Похоже, что реальный рецепт у них (и у нас!) только один: «Не пущать любой ценой!» А что делать, если та же Москва фактически «кончилась? (http://www.zr.ru/archive/zr/2007/11/ot-sokol-nikov-do-parka-na-mietro). Но если запретить продажу авто всем желающим сегодня уже не удастся, то можно испортить жизнь всем тем, кто любой ценой рвется за руль. И самый простой способ – деньги. Легче всего, конечно же, задрать цену на бензин раза в три… Но – нельзя: завтра это аукнется на ценниках в булочной. А вот запретить повсеместно стоянки и остановки – это дело другое. Увеличить на порядок число эвакуаторов, поднять штрафы на все и на вся, повесить скоростемеры на каждое дерево… Противно? Не нравится? Да чему ж тут нравиться-то, когда автомобиль – любимая игрушка, недоступная предыдущим поколениям – становится причиной нервотрепки и финансовой черной дыры… Совершенно очевидно, что нынешняя администрация просто ждет команду «Фас!», чтобы мгновенно сгрести все неправильно припаркованные авто хоть бульдозером и перетащить их куда-нибудь «за 101-й км». Но скажите: у кого-нибудь есть иные предложения по очистке мегаполисов и иже с ними от чудовищных пробок? У меня, увы – нет: в сотый раз готов повторить, что удел москвича или петербуржца – это городской транспорт (http://www.zr.ru/archive/zr/2007/03/diefitsit-prostranstva). Да, пока что он выглядит довольно жалко, но увеличить его «поголовье» – задача элементарная. А на опустевших от частников улицах найдется место и трамваям, и троллейбусам, и каким-нибудь электробусам – неважно. Так что, на мой взгляд, чиновник не так уж и неправ, уповая на «забитие рублем». В той же Японии вы не купите приличную машину, если не принесете справку о том, что у вас под нее уже есть гаражик. Мы же тупо шарахнулись от социализма к другому «изму»: теперь имеем то, что имеем. Кстати, выскажу еще одну парадоксальную мысль. Автомобиль должен пройти путь… лошади! Основное транспортное средство, веками служившее нашим предкам, теперь доступно лишь тем, кто имеет возможность совершать конные прогулки где-то в загородных резиденциях – не по долгу службы, а исключительно для личного удовольствия. Так сказать, для физзарядки.