Экономим на автомобиле

Уже неделя, как некий г-н К. настойчиво трезвонит по редакционному телефону и на мобильник, уговаривая «рассказать народу» про его очередное открытие. Нет, сам г-н К. ничего не умеет, но он, как сам же и говорит, «продвигает достойные изделия»! На сей раз речь, кажется, идет то ли о форкамерах, то ли о футорках, которые мгновенно переводят «копейку» на уровень Евро-5.

Глупее всего сознавать, что если К. доберется до какого-нибудь высокого кабинета, то чья-то не самая умная голова может захотеть решить одним росчерком пера все экологически и экономически проблемы и подмахнет очередной счет со множеством нулей. Дескать, деньги не мои, но если получится, то есть шанс войти в историю… Помнится, деньги на получение энергии из камня уже выделялись.

Ниже привожу выдержки из совместного с А. Ю. Шабановым

произведения, называемого «Автомобиль и экономия». Все еще хочется верить, что хоть кто-то где-то одумается.

ЕЩЕ НЕ ТАК ДАВНО СПОСОБ ЭКОНОМИИ БЫЛ ОДИН: КУПИТЬ ПО ДЕШЕВКЕ НИЗКООКТАНОВОГО БЕНЗИНЧИКУ. СЕГОДНЯ ВЫГОДУ СУЛЯТ ВСЕ: ПРОИЗВОДИТЕЛИ СВЕЧЕЙ, МАСЕЛ И ДАЖЕ ЛАМПОЧЕК. ЭТО ЧТО – НЕКИЙ ПРОРЫВ В НАУКЕ?

Существует старое выражение: «обещать – не значит жениться»! А самый верный признак неисполнения обещания – это та легкость, с которой его дают. С экономией ситуация схожая – правда, только отчасти…

Дело в том, что за время существования двигателя внутреннего сгорания – с XIX столетия! – резко изменилось качество практически всего, что в него льют и на него вешают. Поэтому обещания что-то сэкономить при использовании «энергосберегающих» масел или лампочек, в общем-то, имеют определенные основания. Формально говоря, световой поток той же лампы фактически возникает из сожженного топлива: оптимизируй одно – сэкономишь на другом! А если освоить «высший пилотаж» – эффективное смазывание, полное и оптимальное по скорости сгорание, а также качественное наполнение цилиндров, то и результат будет куда весомее.

Нужен пример? «Волга» с мотором ЗМЗ-402 кушает около 15 литров на сотню – современный же автомобиль аналогичного класса расходует вдвое меньше. Но для этого разработчики задействовали «все рода войск» – от новых рабочих процессов в самом двигателе до совершенной аэродинамики кузова и модернизированных шин. Однако каждая статья экономии имеет свой определенный предел. Вот почему обещания снизить расход процентов, эдак, на сорок путем замены одного масла на другое или иным простецким способом, всегда должны вызывать сомнение.

А уж если они исходят от рекламного менеджера, то лучше всего просто улыбнуться... Смех продлевает жизнь.

НАСКОЛЬКО ВООБЩЕ УМЕСТНЫ РАЗГОВОРЫ ОБ ЭКОНОМИИ НА СТАНДАРТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ?

А почему бы и нет? Да, есть паспортные параметры двигателя, но их определяют по специальным методикам, на стендах, в определенных условиях, на стандартных топливах. А в жизни-то все не так… И топлива совсем другие, и масла «не те», и по регулировкам прошлись шаловливые ручки умельцев. Да и стиль езды у «наездников» тоже неодинаковый, а от него ой как много зависит... Кроме того, моторы, как и все живое, имеют обыкновение стареть, но стареют они, как и люди, тоже по-разному. Одни уже после 80 тысяч пробега – глубокие «старцы», страдающие несварением желудка в виде отвратительного дымного выхлопа и полной импотенцией в плане динамики, а другие и после 400 тысяч лихо цокают копытами!

Короче говоря, два внешне одинаковых двигателя в реальной жизни могут вести себя совсем по-разному, а потому разговоры об экономии – очень даже уместны. И не только об экономии – то же касается и мощности, и ресурсе, и экологии, и надежности.

ЭТО ОТНОСИТСЯ ТОЛЬКО К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ МОТОРАМ? ИЛИ ЗАРУБЕЖНЫЕ ТОЖЕ НЕПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА?

Понятно, что улучшать изначально плохое куда проще. Поэтому, конечно же, мотор от «Роллс-Ройса» меньше податлив «колхозному» тюнингу, чем «жигулевский» восьмиклапанник. И даже в современные вазовские моторы с тюнингом лучше не лезть: заметных улучшений не будет, а вот неприятности – это запросто...

С другой стороны, наука для всех одна – что для «Роллс-Ройса», что для ВАЗа. Поэтому хорошее топливо и качественное масло дадут эффект снижения затрат и там, и там. Более того! Наша техника изначально не приучена к особо тепличным условиям эксплуатации, поэтому настоящее топливо и масло ее порадует, но и только. А вот для «Роллс-Ройса» или «Тойоты», а еще больше – дизельного «BMW» все это жизненно необходимо, поэтому здесь эффект может быть более заметным. Если, конечно, предварительно эти «господа» попробовали нечто «от простолюдинов»...

НО ВЕДЬ ТЮНИНГОМ МОТОРОВ ЗАНИМАЮТСЯ СОТНИ ФИРМ!

Это у нас. А вот у того же «Мерседеса» к чистому телу мотора допускаются только специализированные фирмы, признанные самим производителем. Как заработать это признание – разговор длинный и особый. К тому же такой тюнинг – это не простая навеска магнитика на топливопровод или топорная перепрошивка контроллера, а сложный комплекс мероприятий, кардинально меняющий двигатель. Но стоить он может в два-три раза больше начальной цены автомобиля.

НА ЧЕМ ЕЩЕ, КРОМЕ ТОПЛИВА, МОЖНО РЕАЛЬНО СЭКОНОМИТЬ?

Прикиньте свои реальные эксплутационные затраты – настроение явно ухудшится… Да, топливо – это главный пожиратель бюджета. И от него никуда не деться, если только не поставить «коня» в стойло. Но никуда не деться и от плановых ТО с заменой фильтров, колодок и прочих элементов конструкции. О колесах – вообще отдельный разговор. А сколько стоит масло, которое, к тому же, имеет особенность угорать, вытекать и, вообще, деваться непонятно куда – и его надо периодически доливать. Но можно ездить так, и так подготовить мотор, чтобы этой статьи избежать. Об этом – чуть позднее.

Но самое неприятное – это обидные затраты на ремонт, возникающие, как кажется, на ровном месте – без попаданий в открытые люки и падений деревьев на крышу... Примеров к тому масса. Один коллега за год поменял три (!) катализатора на BMW-X5, ухнув на это чуть ли ни стоимость новой «Калины». Причина – классный «супербензин», которым ему иногда приходилось заправляться на трассе. Другой коллега на «Фиат-Албеа», которому при очередном ТО залили масло из бочки с известнейшим именем, влетел на замену мотора. Проклятое масло в поддоне просто разложилось и не захотело смазывать подшипники! Стоимость ремонта по акту составила… 580 тыс. рублей (при цене нового авто 415 тысяч)…

Можно ли избежать подобных приключений? Скажем так: надо стараться.

МОЖНО ЛИ ПО ОБЕЩАЕМОМУ ЭФФЕКТУ СУДИТЬ О СЕРЬЕЗНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ИДЕИ? СКАЖЕМ, 30% ЭКОНОМИИ – ЭТО НОРМАЛЬНО?

Ну, если у мотора изначально работают два цилиндра из четырех, а фильтры и масло не менялись с момента выпуска, то и 30% экономии после установки на выпускной трубе какой-нибудь нахлобучки получить очень даже можно. Но – при одном условии: сначала надо полностью обслужить мотор. А откуда эффект – от консервной банки на выпуске, или от исправных свечей, решать вам… Вера творит чудеса.

Что касается заведомо нормального мотора с его штатными регулировками, то такие цифры абсолютно нереальны. Во всяком случае, авторы ничего подобного не видели, хоть втайне и мечтают об этом… Да и теория ДВС уверенно держит оборону, поскольку за каждый процент экономии здесь бьются годами. А не увидеть в известных конструкциях скрытые резервы в десятки процентов… Пока не получается – извините.

И еще один момент… Сегодня при проектировании двигателя на первое место вылезает не экономия, а экология. А эти две дамы чаще всего недолюбливают друг друга.

ДА, НО В РЕКЛАМЕ ЗВУЧАТ ИМЕННО ТАКИЕ ЦИФРЫ!

Да, все верно… Какой же дурак пойдет ни с того, ни с сего покупать устройство или снадобье, которое не сулит ему никаких сказочных результатов, а стоит при этом весьма прилично? Зачем ему это нужно? Поэтому надо пообещать столько, чтобы потенциальный покупатель перестал думать, а начал верить и надеяться! Вот и появляются десятикратные ресурсы, снижение расхода топлива на 20…40%, многократный экологический эффект, а еще – 76-й вместо 92-го, керосин вместо бензина и т.д. и т.п.

НО ЭТИ ЦИФРЫ И ОБЕЩАНИЯ БЕРУТ НЕ С ПОТОЛКА, А ИЗ ПРОТОКОЛОВ, СЕРТИФИКАТОВ И СО СЛОВ ДОВОЛЬНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ!

Ну да, ну да… Впрочем, тут ответ один: предлагаем всем желающим провести самостоятельное расследование на тему «откуда что берется?» Или ознакомиться с тем, что обнаружили мы, разбираясь в истинном содержании «охранных грамот» на «синтезатор катализатора» АСК, магнитотрон

или, скажем, «гиперболоид Голикова». Подробности – в соответствующей главе. Здесь же отметим, что подавляющая часть этих документов сообщает потребителю… чистую правду!!! Но правда эта состоит в том, что данный продукт, к примеру, имеет квадратную форму, окрашен в желтый цвет и безвреден для домашних животных... А вот про экономию в литрах, рублях или попугаях там нет ни слова.

Впрочем, приемы прикрытия одними только сертификатами не ограничиваются. К примеру, умные «манагеры» давно поняли разницу между обещаниями эффекта «НА 15%» и «ДО 15%». Волшебный предлог «До» позволяет уползти от любых претензий! А если речь заходит, скажем, об увеличении мощности мотора, то проблем вообще нет, поскольку простой обыватель физически не сможет это проверить!

Следующий прием – это инструкция по применению. В нее, как бы невзначай, можно заложить полную регулировку мотора, после которой он заработает, как минимум, не хуже. Все это подробно описано в русской народной сказке про то, как солдат кашу из топора сварил. А для особо нетерпеливых можно указать: дескать, эффекта следует ждать пятьсот, тысячу, пять, десять тысяч километров… Особенно это любят разработчики всяких магнитных систем обработки топлива

, да и присадочники от них не отстают. Не дождались эффекта? Сами виноваты! Да и кто вспомнит, что было с мотором десять тысяч километров назад?

Есть еще и чисто психологический фактор – эдакий эффект плацебо. Когда тебе долго обещают много радости, а ты за это сдуру заплатил, то волей-неволей начнешь убеждать себя в том, что «стало лучше». Да и обидно признаться самому себе, а другим и подавно, что тебя кому-то удалось так легко надуть. А если в описании чудо-прибора упомянуты «новая теория относительности» или ранее неизвестные поля, то невольно проникаешься уважением сам к себе. Какое уж там недовольство…

Подпишитесь на «За рулем» в