Хуже зимнего дизтоплива -- только антифризы!
Изрядно напугав всех читателей страшилками про дизтопливо (http://experts.people.zr.ru/2012/11/06/pochemu-ya-nikogda-ne-kuplyu-dizel/), невольно хочется сказать: жизнь на этом не кончается. Ведь есть в современной России и другие жидкости: например – антифризы! И с ними проблем может быть еще больше, чем с соляром, купленным зимой. А потому нам с вами никогда не будет здесь скучно!
Действительно: соляр, по крайней мере, исправно ведет себя при плюсовой температуре. А вот от современного антифриза можно ожидать чего угодно. Это вам не вода, которую десятилетиями заливали из горячего ведерка в ледяные моторы. От воды хоть знаешь, чего ожидать: ну, расширяется она на морозе, да так, что любой блок разорвет на кусочки! Ну, кипит при сотне – так больше и не нужно было… Зато – бесплатно. И теплоемкость, кстати говоря, у Н 2О шикарная.
Тем, кто искренно полагает, что современный антифриз не умеет замерзать на морозе и кипеть задолго до сотни градусов, дальше лучше не читать. Это как один из критиков высказался на форуме про зимние солярки: дескать, заливайте все подряд и ездите спокойно, не обращая внимания на провокаторов и паникеров! Что-то в этом, конечно, есть… Однако вернемся к антифризам. Или, как говорят ученые, к охлаждающим жидкостям (ОЖ).
Проверить продаваемые образцы антифризов нас подбивали давно: серьезные игроки с рынка уверяли, что на прилавках царит беспредел. Первопричина, естественно – деньги. Дело в том, что этиленгликоль – штука недешевая. А вот глицерин – это побочный продукт производства на диком Западе биодизельного топлива, а потому он практически бесплатный! Для человека абсолютно безвреден, что тоже хорошо. Но…
Но в сравнении с этиленгликолем глицерин – штука очень вязкая, особенно на «минусе». В Краснодарском крае этого, возможно, никто и не заметит, а вот в Анадыре или Якутске жди сюрпризов. Вязкая жидкость не обеспечивает необходимую скорость циркуляции в системе охлаждения и легко может вызвать перегрев мотора. Кстати говоря, кинематическая вязкость охлаждающих жидкостей при низких температурах у нас почему-то не нормируется!
Другая возможная неприятность от подобных антифризов – их слабая термическая и химическая стойкость. На практике уже после 10 тыс. км пробега резко увеличивается коррозионная активность по отношению к элементам системы охлаждения. Правда, на Западе подобные жидкости все-таки производят, но в России никакой 25-й НИИ их никогда не сертифицировал и не испытывал. К тому же, русские морозы там видели только в кино.
Понимая, что за антифриз, замерзающий при минус 25 градусах, можно, извините, и схлопотать, веселые изготовители призывают на помощь метанол. Тот самый, незаслуженно изгнанный из омываек. Но если там ему действительно нет и не было равных, то в охлаждающей жидкости он чувствует себя неуютно. Да, он снижает вязкость антифриза, в состав которой производитель добавил такие компоненты, как диэтиленгликоль, глицерин, пропиленгликоль. Но метанол – легкокипящая жидкость (Т кип = 64,5°С)!!! Поэтому при более высоких температурах он начинает активно испаряться, порождая тем самым кучу неприятностей: воздушные пробки, увеличение вязкости ОЖ, нарушение теплообмена, повышение температуры начала кристаллизации и т.п. Кроме того, метанол является сильнейшим растворителем и в горячем виде портит резиновые и полимерные детали, с которыми соприкасается.
Наконец, последняя страшилка. Правильное название того, что мы проверяли – «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие». Так говорит ГОСТ 28084-89, единственный регламентирующий документ в России. Этому документу уже почти четверть века, хотя по идее подобного рода бумаги должны обновляться хотя бы раз в пять лет. Но в итоге производитель, который решит вообще отказаться от применения этиленгликоля, имеет право на этот самый ГОСТ, извините, наплевать. Потому что последний распространяется только на жидкости, изготовленные на основе этиленгликоля… Потому-то и модно выпускать различные изделия и препараты, руководствуясь не стандартами, а собственными ТУ. А как можно не соответствовать своим же ТУ, если я заношу в них только заведомо беспроигрышную информацию? Вот и возникают то и дело «антифризы», замерзающие уже при минус 25°С и закипающие раньше чайника на плите…
Ладно, хватит о грустном. Что с того, из 12 проверенных нами охлаждающих жидкостей половину заливать в моторы нельзя?
Вторая-то половина нормальная…
Жизнь продолжается!
P.S. Интригу на тему «Так кто же провалился?» отложу до выхода в свет январского ЗР. Скажу лишь, что мэтры на сей раз выступили нормально. А исполинам духа можно порекомендовать выбирать жидкости, имеющие одобрение автопроизводителей. Причем наличие этого самого одобрения лучше проверять на официальных сайтах этих производителей.
Так, на всякий случай…